Раскрытие информации
ЧТО, ГДЕ И КОГДА ДОЛЖНО ПУБЛИКОВАТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО, ЕСЛИ ОНО ПРИОБРЕЛО БОЛЕЕ 20% ДРУГОГО ОБЩЕСТВА
П.Б. Бойцов
ЧТО, ГДЕ И КОГДА ДОЛЖНО ПУБЛИКОВАТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО, ЕСЛИ ОНО ПРИОБРЕЛО БОЛЕЕ 20 % ДРУГОГО ОБЩЕСТВА
Федеральные законы о хозяйственных обществах требуют от акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью публиковать сведения о факте приобретения ими более 20 % голосующих акций акционерного общества(1). Кроме того, Законом об ООО на общества с ограниченной ответственностью также возлагается обязанность публиковать сведения о приобретении более 20 % уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью. Эти требования проистекают из следующей действующей до 1 сентября 2014 г. и ныне уже не работающей нормы Гражданского кодекса Российской Федерации: «хозяйственное общество, которое приобрело более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах»(2). Несмотря на то, что указанная норма кодекса уже шесть лет как утратила силу(3), из законов о хозяйственных обществах связанные с ней положения не были исключены и продолжают действовать до сих пор.
______
(1) П. 4 ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) и п. 4 ст. 6 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).
(2) П. 2 ст. 106 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции.
(3) В связи со вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Исполнение этих положений зачастую вызывает вопросы, так как правила по опубликованию информации о приобретении акций и долей содержатся в нескольких нормативных актах и сопровождаются различными оговорками и условиями. К тому же ни Закон об АО, ни Закон об ООО не уточняют, что подразумевается под приобретением акций (долей). Из положений законов не понятно, относится ли это только к результатам заключения сделки, случаям универсального правопреемства или еще и к итогам корпоративных процедур, например, уменьшения уставного капитала того общества, акции (доли) которого приобретаются.
Отдельно следует заметить, что, говоря об обязательности публикации о приобретении более 20 % акций, закон имеет в виду голосующие акции, т.е. акции, предоставляющие право голоса при решении вопроса на общем собрании акционеров. Таким образом, опубликование сведений может потребоваться не только для обыкновенных, но и привилегированных акций, которые на момент их приобретения являются голосующими.
Требования сообщить информацию о владении акциями (долями) помимо законов о хозяйственных обществах закреплены и в других законодательных актах. Так, Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на налогоплательщика обязанность сообщать в налоговый орган об участии в российских организациях (за исключением участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 %(4). Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о РЦБ) обязывает любое лицо, которое приобрело право прямо или косвенно распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции (доли) обязанного раскрывать информацию на рынке ценных бумаг эмитента, предоставить информацию о получении права распоряжаться определенным количеством голосов, если это количество составляет 5 % либо стало больше или меньше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) такого эмитента(5). Указанная информация предоставляется эмитенту и в Банк России. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» обязывает при определенных обстоятельствах(6) предоставлять информацию о приобретении акций (долей) в ФАС России.
______
(4) Подп. 2 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
(5) П. 20 ст. 30 Закона о РЦБ.
(6) Глава 7 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Подобные правила закреплены и в других законах. Но в них идет речь о предоставлении информации конкретным лицам и органам. Данная же статья посвящена тем случаям, при которых наступает обязанность публиковать сведения для неограниченного круга лиц и только при преодолении рубежа в 20 %. Рассмотрим, что именно необходимо предпринять акционерным обществам, а также обществам с ограниченной ответственностью для исполнения норм законодательства об опубликовании сведений при приобретении соответствующего пакета голосующих акций или доли в уставном капитале другого общества.
Действия АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА, которое приобрело более 20 % голосующих акций другого акционерного общества
Закон об АО требует опубликования сведений о приобретении более 20 % голосующих акций другого общества от всех без исключения акционерных обществ, попавших в такую ситуацию. При этом законодатель определяет срок и порядок опубликования: срок – незамедлительно, порядок – в соответствии с указаниями Банка России и федерального антимонопольного органа.
Действующих указаний федерального антимонопольного органа по вопросу определения порядка публикации интересующих нас сведений обнаружить не удалось. В ответ на письменный запрос о наличии таких указаний Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) предложила обратиться к нормотворчеству Банка России(7). Из этого можно сделать вывод, что антимонопольный орган собственных требований к порядку публикаций не устанавливал.
______
(7) Ответ дан на частный запрос в 2020 году.
Банк России свое право на регламентацию порядка раскрытия информации о приобретении более 20 % голосующих акций реализовал в Положении от 30.12.2014 N 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее – Положение N 454-П) и принятом, но еще не вступившем в силу Положении от 27.03.2020 N 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее – Положение N 714-П). С момента вступления в силу Положения N 714-П Положение N 454-П прекратит свое действие.
Оба нормативных документа Банка России распространяют свои требования на эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных в силу закона раскрывать информацию на рынке ценных бумаг, и разработаны главным образом в развитие соответствующих норм Закона о РЦБ. Акционерные общества, не обязанные ими руководствоваться, публикуют необходимые сведения в порядке, который они сами для себя сочтут приемлемым. Но при этом стараясь уложиться в определенный законом срок («незамедлительно»)(8).
______
(8) Данная позиция о самостоятельном определении порядка опубликования сведений подтверждается Банком России в ответе на частный запрос в 2020 году.
Положения N 454-П и N 714-П предусматривают раскрытие информации о приобретении более 20 % голосующих акций другого акционерного общества в двух формах:
· сообщение о приобретении акционерным обществом более 20 % голосующих акций другого акционерного общества
· сообщение о существенном факте
И та, и другая форма предусматривает раскрытие данных в электронном виде через одно из аккредитованных Банком России информационных агентств. Технически для исполнения требований Положений обществу необходимо заключить с агентством возмездный договор и обзавестись электронно-цифровой подписью.
1). Сообщение о приобретении акционерным обществом более 20 % голосующих акций другого акционерного общества
Опубликование предусмотренного Положениями сообщения о приобретении акционерным обществом более 20 % голосующих акций другого акционерного общества обязательно только для следующих трех категорий акционерных обществ:
· публичные общества
· непубличные общества, осуществившие (осуществляющие) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг
· непубличные общества, с числом акционеров более 50, не осуществившие (не осуществляющие) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг
Положения N 454-П и N 714-П определяют содержание сообщения, момент наступления события, срок опубликования. В Таблице 1 приведено сравнение этих нормативных актов в части регулирования порядка сообщения.
Таблица 1.
|
Положение N 454-П (п.п.2.3,75.1,75.2,75.7) |
Положение N 714-П (п.п.1.5,65.1,65.2,65.6) |
Форма публикации: |
В виде «Сообщения о приобретении акционерным обществом более 20 % голосующих акций другого акционерного общества» |
|
Место публикации: |
1) Лента новостей 2) На странице в сети Интернет,предоставленной информагентством |
Требуется публикация только в ленте новостей. |
Содержание_сообщения:
|
В отношении приобретателя(9): полное и сокращенное фирменные наименования,место_нахождения,ОГРН,ИНН, уникальный код эмитента, адрес используемой для раскрытия информации страницы в сети Интернет, дата наступления события, о котором составлено сообщение, а также наименование должности подписавшего сообщение уполномоченного лица с расшифровкой подписи и дата составления (подписания) сообщения. В отношении общества, акции которого приобретены: полное фирменное наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН; В отношении условий (обстоятельств) приобретения: доля участия общества в уставном капитале указанной организации до приобретения, а также доля принадлежавших ему голосующих акций указанной организации до приобретения; доля участия общества в уставном капитале указанной организации после приобретения, а также доля принадлежащих ему голосующих акций указанной организации после приобретения; дата зачисления голосующих акций указанной организации на лицевой счет общества в реестре владельцев ценных бумаг либо на счет депо общества в депозитарии. |
В отношении приобретателя(10): полное фирменное наименование, указанный_в_ЕГРЮЛ_адрес_приобретателя, ОГРН, ИНН, уникальный код эмитента, адрес используемой для раскрытия информации страницы в сети Интернет, дата наступления события, о котором составлено сообщение, а также наименование должности подписавшего сообщение уполномоченного лица с расшифровкой подписи и дата составления (подписания) сообщения. В отношении общества, акции которого приобретены: полное фирменное наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН; В отношении условий (обстоятельств) приобретения: доля участия общества в уставном капитале другого акционерного общества до приобретения, а также доля принадлежавших ему голосующих акций другого акционерного общества до их приобретения; доля участия общества в уставном капитале другого акционерного общества после приобретения акций другого акционерного общества, а также доля принадлежащих ему голосующих акций другого акционерного общества после их приобретения; дата зачисления голосующих акций другого общества на лицевой счет общества в реестре акционеров либо на счет депо в депозитарии. |
Дата, от которой идет расчет срока опубликования сообщения(момент наступления события): |
1) Дата, когда общество узнало или должно было узнать о зачислении акций другого акционерного общества на лицевой счет общества в реестре акционеров либо на счет депо в депозитарии. 2) Если изменение доли принадлежащих обществу акций другого общества происходит в результате размещения акций (дополнительных акций) другого общества, раскрытие сведений осуществляется после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций другого общества, а если эмиссия акций осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) – после представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций другого общества. |
|
Срок опубликования сообщения: |
1) В ленте новостей – не позднее одного дня с момента наступления события. 2) на странице в сети Интернет – не позднее двух дней с момента наступления события. |
В ленте новостей в срок не позднее одного рабочего дня с момента наступления события. |
Примечания: |
1) Требования о раскрытии информации о приобретении обществом более 20 % голосующих акций другого акционерного общества не распространяются на приобретение голосующих акций в результате их размещения при учреждении вновь созданного акционерного общества |
|
2) Если общество обязано раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах, сведения о приобретении им более 20 % голосующих акций другого акционерного общества, ценные бумаги которого включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам организатором торговли на рынке ценных бумаг, либо стоимость активов которого составляет или превышает 5 млрд. рублей, раскрываются в форме сообщения о существенном факте, предусмотренного гл. 49 Положения N 454-П. |
2) Если общество обязано раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах, сведения о приобретении им более 20 % голосующих акций другого акционерного общества, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, раскрываются в форме сообщения о существенном факте, предусмотренного гл. 37 Положения N 714-П. |
|
3) При опубликовании информации в ленте новостей обществом, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, общество или уполномоченное им лицо одновременно с опубликованием информации обязаны уведомить организатора торговли о содержании такой информации. Уведомление должно направляться организатору торговли в согласованном с ним порядке. |
3) Общество, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, при опубликовании сообщения в ленте новостей обязано уведомить организатора торговли о содержании публикуемого сообщения в день его опубликования. Уведомление организатора торговли должно осуществляться в согласованном с ним порядке.
|
(9) Приводится согласно Приложению 1 к Положению N 454-П.
(10) Приводится согласно Приложению 1 к Положению N 714-П.
Как видно из Таблицы 1, нормативные акты Банка России не сильно отличаются друг от друга. Из наиболее существенных отличий можно выделить:
· отсутствие в Положении N 714-П требования об отдельном размещении сообщения на странице в сети Интернет
· исключение из содержательной части сообщения данных о сокращенном наименовании общества-приобретателя
· указание в отношении общества-приобретателя взамен адреса места нахождения адреса, указанного в ЕГРЮЛ (при этом в отношении общества, акции которого приобретаются, Положение N 714-П продолжает требовать указания именно места нахождения, а не адреса из ЕГРЮЛ).
2). Сообщение о существенном факте
Акционерные общества, обязанные раскрывать информацию в соответствии со ст. 30 Закона о РЦБ, при приобретении более 20 % голосующих акций другого акционерного общества, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, вместо указанного выше «Сообщения о приобретении акционерным обществом более 20 % голосующих акций другого акционерного общества» раскрывают сообщение о существенном факте.
Порядок раскрытия соответствующего существенного факта – его содержание, срок опубликования и пр. – изложен и в Положении N 454-П, и Положении N 714-П. Пока еще действующее Положение N 454-П обязывает общество раскрывать данный существенный факт также в случае приобретения акционерным обществом более 20 % голосующих акций общества, стоимость активов которого превышает 5 млрд. рублей, даже если ценные бумаги этого эмитента к организованным торгам не допущены.
В Таблице 2 приведено сравнение нормативных актов Банка России в части регулирования порядка раскрытия сообщения об интересующем нас существенном факте.
Таблица 2*.
|
Положение N 454-П (гл. 49) |
Положение N 714-П (гл. 37) |
Форма публикации: |
В виде «Сообщение о существенном факте о получении эмитентом права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал отдельной организации» |
В виде «Сообщение о существенном факте о получении эмитентом права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам» |
Место публикации: |
1) Лента новостей 2) На странице в сети Интернет, предоставленной информагентством |
Требуется публикация только в ленте новостей. |
Содержание сообщения о существенном факте: |
В отношении приобретателя(11): полное и сокращенное фирменные наименования, место нахождения, ОГРН, ИНН, уникальный код эмитента, адрес используемой для раскрытия информации страницы в сети Интернет, дата наступления события, о котором составлено сообщение, а также наименование должности подписавшего сообщение уполномоченного лица с расшифровкой подписи и дата составления (подписания) сообщения. В отношении общества, акции которого приобретены: полное фирменное наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН. В отношении условий (обстоятельств) приобретения: вид полученного обществом права распоряжения определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества (прямое распоряжение); признак права распоряжения определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, которое получило общество (самостоятельное распоряжение; совместное распоряжение с иными лицами); в случае получения обществом права совместного распоряжения – полное фирменное наименование (наименование), место нахождения, ИНН, ОГРН каждого юридического лица или ФИО каждого физического лица, совместно с которыми общество получило право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества; основание, в силу которого общество получило право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества; количество и доля голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, которым общество имело право распоряжаться до наступления соответствующего основания; количество и доля голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, которым общество получило право распоряжаться после наступления соответствующего основания; дата наступления основания, в силу которого общество получило право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества. В случае если общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, не соответствует общему числу размещенных (находящихся в обращении) обыкновенных акций, в сообщении дополнительно указываются: фактор (факторы), под действием (влиянием) которого (которых) произошло изменение общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества; общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, с учетом действия (влияния) указанного фактора (факторов); доля голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, которыми имело право распоряжаться общество до наступления соответствующего основания с учетом и без учета действия (влияния) указанного фактора (факторов); доля голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, которыми получило право распоряжаться общество после наступления соответствующего основания с учетом и без учета действия (влияния) указанного фактора (факторов). |
В отношении приобретателя(12): полное фирменное наименование, указанный в ЕГРЮЛ адрес приобретателя, ОГРН, ИНН, уникальный код эмитента, адрес используемой для раскрытия информации страницы в сети Интернет, дата наступления события, о котором составлено сообщение, а также наименование должности подписавшего сообщение уполномоченного лица с расшифровкой подписи и дата составления (подписания) сообщения. В отношении общества, акции которого приобретены: полное фирменное наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН. В отношении условий (обстоятельств) приобретения: вид полученного обществом права распоряжения определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества (прямое распоряжение); признак права распоряжения определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, которое получило общество (самостоятельное распоряжение; совместное распоряжение с иными лицами); в случае получения обществом права совместного распоряжения – полное фирменное наименование или наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН каждого юридического лица или ФИО каждого физического лица, совместно с которыми общество получило право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества; основание, в силу которого общество получило право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества; количество и доля голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, право распоряжаться которыми общество имело до наступления указанного основания; количество и доля голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, право распоряжаться которыми общество получило после наступления указанного основания; дата наступления основания, в силу которого общество получило право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества. В случае если общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, не соответствует общему числу размещенных (находящихся в обращении) обыкновенных акций, в сообщении, дополнительно должны быть указаны: фактор, под действием (влиянием) которого произошло изменение общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, а также краткое описание действия (влияния) указанного фактора; общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, с учетом действия (влияния) указанного фактора; доля голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, право распоряжаться которыми общество имело до наступления указанного основания, с учетом и без учета действия (влияния) указанного фактора; доля голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества, право распоряжаться которыми общество получило после наступления указанного основания, с учетом и без учета действия (влияния) указанного фактора. |
Дата, от которой идет расчет срока опубликования сообщения о существенном факте (момент наступления события): |
Дата, в которую общество узнало или должно было узнать о наступлении основания, в силу которого оно получило право распоряжаться количеством голосов, которое стало больше 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции другого общества. Датой наступления основания является одна из следующих дат в зависимости от того, какая из них наступает раньше: |
|
1) дата приобретения обществом акций, а если общество приобретало дополнительные акции в процессе их размещения – дата государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций другого общества или дата представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций; 2) дата заключения обществом договора (вступления в силу заключенного обществом договора) доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения, акционерного соглашения и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями другого общества. |
1) дата приобретения обществом акций, а если обществом осуществлялось приобретение дополнительных акций в процессе их размещения – дата внесения приходной записи по лицевому счету (счету депо) общества-приобретателя; 2) дата заключения обществом (вступления в силу заключенного обществом) договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения, акционерного соглашения и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями другого общества. |
|
Срок опубликования сообщения о существенном факте: |
1) В ленте новостей – не позднее одного дня с момента наступления существенного факта. 2) На странице в сети Интернет – не позднее двух дней с момента наступления существенного факта. |
В ленте новостей в срок не позднее одного рабочего дня с момента наступления существенного факта. |
Примечания: |
При опубликовании информации в ленте новостей обществом, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, общество или уполномоченное им лицо одновременно с опубликованием информации обязаны уведомить организатора торговли о содержании такой информации. Такое уведомление должно направляться организатору торговли в согласованном с ним порядке. |
Общество, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, при опубликовании сообщения в ленте новостей обязано уведомить организатора торговли о содержании публикуемого сообщения в день его опубликования. Уведомление организатора торговли должно осуществляться в согласованном с ним порядке. |
* В Таблице 2 приведено сравнение положений Банка России в части регулирования порядка раскрытия сообщения о существенном факте применительно только к ситуации прямого приобретения обществом более 20 % голосующих акций другого общества. Случаи приобретения иного (большего) количества голосующих акций, которые в соответствии с законодательством тоже требуют раскрытия этого же существенного факта, а также случаи приобретения обществом права косвенного распоряжения более чем 20 % голосующих акций другого общества в Таблице 2 не рассматриваются.
_______
(11) Приводится согласно Приложению 1 к Положению N 454-П.
(12) Приводится согласно Приложению 1 к Положению N 714-П.
Как можно заметить из данных Таблицы 2, требования двух рассматриваемых нормативных актов Банка России имеют ряд принципиальных отличий. Помимо расхождений, которые мы уже видели при анализе Таблицы 1 (отсутствие в сообщении сокращенного наименование общества-приобретателя, указание адреса из ЕГРЮЛ и пр.), обращает на себя внимание следующее. В Положении N 714-П изменен подход к определению даты, от которой идет расчет срока опубликования сообщения о существенном факте, для случая приобретения дополнительных акций в процессе их размещения. Если в Положении N 454-П такой датой считается дата государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций или дата представления в регистрирующий орган уведомления об итогах дополнительного выпуска акций, то с 1 октября 2021 г. – дня вступления в силу Положении N 714-П – отсчет срока опубликования будет вестись от даты внесения приходной записи по лицевому счету (счету депо) общества-приобретателя.
Действия ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, которое приобрело более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью
Для исполнения Закона об ООО каждое общество с ограниченной ответственностью, которое приобрело более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц. Те общества с ограниченной ответственностью, на которых распространяется обязанность раскрывать информацию на рынке ценных бумаг, дополнительно должны сделать сообщение о существенном факте, так как это требование вытекает уже из Закона о РЦБ.
Таким образом, срок публикации для обществ с ограниченной ответственностью установлен такой же, как и для акционерных обществ – «незамедлительно», но порядок публикации прямо прописан в законе.
1). Публикация в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц
Органом печати, в котором публикуются сведения из ЕГРЮЛ, а также иные подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством о государственной регистрации сведения, выступает журнал «Вестник государственной регистрации» (https://www.vestnik-gosreg.ru/)(13). Выходит журнал один раз в неделю по средам. При этом прием документов для публикации сообщений в очередной номер заканчивается в 14 ч. 00 мин. предыдущей среды. Т.е. между датой приобретения акций (долей) и датой опубликования соответствующих сведений пройдет, как минимум, неделя. Если соотнести установленный законом срок на опубликование – «незамедлительно» – и организацию публикации, можно предположить, что выполнение рассматриваемого требования законодательства базируется на принципе «festina lente»(14).
_______
(13) П. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ (ред. от 28.08.2013) «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации».
(14) «Поспешай медленно» (лат.).
Данные для опубликования принимаются редакцией журнала в бумажном виде или через сервис «Web-заявка с электронной подписью» в электронном виде.
Требования к содержанию публикации установлены редакцией «Вестника государственной регистрации» и приведены в Таблице 3.
Таблица 3.
Форма публикации: |
В виде «Сообщения о приобретении более 20% уставного капитала юридического лица» |
Место публикации: |
Журнал «Вестник государственной регистрации» |
Содержание сообщения: |
В отношении приобретателя: полное и сокращенное наименования, ОГРН, ИНН, КПП, место нахождения; дополнительно могут быть указаны контактные данные – номер телефона, адрес электронной почты. В отношении общества, акции (доли) которого приобретены: полное наименование, ОГРН, ИНН, КПП, место нахождения. В отношении условий (обстоятельств) приобретения: сведения об основании приобретения с указанием реквизитов соответствующего документа (решения), размер приобретенного пакета голосующих акций (доли в уставном капитале) в виде точного указания процентов или общей фразы о приобретении «более 20 %», дата приобретения. |
Дата, от которой идет расчет срока опубликования сообщения: |
Законодательством не определена |
Срок опубликования сообщения: |
Незамедлительно(15) |
(15) П. 4 ст. 6 Закона об ООО.
Также следует напомнить, что размещение сообщений в «Вестнике государственной регистрации» является платным и размер оплаты зависит от объема публикации.
2). Сообщение о существенном факте
В случае если общество с ограниченной ответственностью обязано раскрывать информацию в соответствии со ст. 30 Закона о РЦБ, при приобретении им более 20 % голосующих акций акционерного общества, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, или более 20 % уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, оно обязано дополнительно к сообщению в «Вестнике государственной регистрации» опубликовать отдельное сообщение о существенном факте.
Порядок публикации сообщения о существенном факте установлен Банком России в Положениях N 454-П и N 714-П. Этот порядок един для всех эмитентов – и акционерных обществ, и обществ с ограниченной ответственностью. Сравнение указанных нормативных актов в части сообщения о существенном факте приведено в Таблице 2. При этом, как и в описанном ранее случае с акционерными обществами, Положение N 454-П обязывает общество с ограниченной ответственностью раскрывать существенный факт при приобретении акций или долей другого общества, стоимость активов которого превышает 5 млрд. рублей, даже если ценные бумаги другого общества не допущены к организованным торгам.
Дополнительные способы публикации сведений для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью
Как уже упоминалось выше, акционерные общества, необязанные руководствоваться Положениями N 454-П и N 714-П, публикуют необходимые сведения в том порядке, который они сами сочтут удобным. Вариантом площадки для такой публикации может выступить Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности(16). Его ведение предусмотрено ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Размещение информации в реестре происходит на платной основе и с использованием электронно-цифровой подписи. Каких-либо специальных требований к содержанию предусмотренного в нем сообщения с названием «Приобретение более 20 % акций или долей в уставном капитале» не предъявляется. Размер оплаты за размещение сообщения не зависит от его объема, а скорость публикации ограничивается только скоростью поступления денег на лицевой счет в личном кабинете.
_______
(16) https://fedresurs.ru
Дополнительно публикация сведений о приобретении голосующих акций и долей в уставном капитале также может быть осуществлена, например, в печатных средствах массовой информации (газетах, журналах).
Какова цель опубликования сведений о приобретении более 20 % голосующих акций (долей)?
Вопрос в подзаголовке можно разделить на два: какова цель? и почему рубеж определен именно в 20 %?
Публикация сведений о приобретении голосующих акций (долей) другого общества подразумевает доведение этой информации до неограниченного круга лиц. Устанавливая такие требования, законодатель, скорее всего, исходил из обеспечения информационной открытости рынка. Она помогает участникам обществ и инвесторам принимать своевременные и взвешенные решения в части своего дальнейшего присутствия в обществе и инвестирования в него. Поэтому Банк России четко прописал в своих нормативных актах порядок раскрытия значимой для рынка информации, а за нераскрытие информации или допущенные при таком раскрытии нарушения предусмотрена суровая административная ответственность(17).
_______
(17) Ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время, если акционерное общество, не обязанное руководствоваться Положениями N 454-П и N 714-П, выберет по своему усмотрению для публикации какое-нибудь малотиражное печатное издание, то формально требование закона оно выполнит, но вероятность заинтересованным лицам отследить такую публикацию будет сводиться к нулю. Соответственно, истинная цель закона достигнута не будет. Возможно, для предотвращения подобной ситуации Банку России следует установить и для таких обществ порядок публикации. Или вообще освободить их от обязанности совершать данное действие, так как если они приобретут более 20 % голосующих акций (долей) эмитента, обязанного раскрывать информацию на рынке ценных бумаг, то на них распространится требование оповестить об этом эмитента и Банк России в соответствии с п. 20 ст. 30 Закона о РЦБ, о чем мы говорили в начале этой статьи. А далее уже эмитент приобретенных акций (долей) раскроет необходимую информацию для всеобщего ведения. В случае же приобретения более 20 % акций (долей) общества, не обязанного раскрывать информацию на рынке ценных бумаг, сведения об этом факте на рынок никак не повлияют и смысла в их опубликовании в открытых источниках нет.
Вопрос о том, почему законодатель при формулировании рассматриваемой нормы остановился на рубеже в 20 %, может быть решен путем анализа понятий «зависимое общество» и «аффилированное лицо».
Из законов о хозяйственных обществах вытекает, что именно превышение доли участия в 20 % делает одно общество управленчески зависимым от другого. Хотя, если исходить из критериев принятия решений высшим органом управления общества – общим собранием его участников (акционеров), то чуть более 20 % голосов явно не достаточно для существенного влияния на результат голосования в этом органе. Для акционерных обществ необходимым для принятия особенно важных решений квалифицированным большинством является 3/4 (75 %) голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, а для обществ с ограниченной ответственностью – 2/3 (66,67 %) голосов от общего числа голосов участников общества. Т.е. пакет в чуть более 20 % голосов не является блокирующим.
Из Гражданского кодекса понятие зависимого общества уже ушло, но в законах о хозяйственных обществах осталось. В корпоративной практике оно продолжает использоваться наряду с понятием дочернего общества. Широко известно сокращение «ДЗО», применяемое при описании взаимодействия в многоуровневых бизнес-структурах и расшифровывающееся как «дочерние и зависимые общества». Однако можно заметить тенденцию замены этих понятий другими категориями – контролирующего лица и подконтрольной организации. С ними связан ряд особенностей корпоративных процедур и они затрагивают уже не 20-процентное, а более чем 50-процентное влияние одного общества на другое.
Также рубеж в 20 % может быть обусловлен установленными ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» основаниями аффилированности. Во-первых, лицо, которое имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный капитал доли юридического лица, признается аффилированным лицом этого юридического лица. Во-вторых, аффилированным лицом юридического лица является другое юридическое лицо, в котором первое юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный капитал доли этого другого юридического лица. Но построение правовых конструкций с использованием аффилированности в новых нормативных актах встречается все реже.
Таким образом, ища ответ на вопрос о цели требования, обязывающего хозяйственные общества публиковать сведения о приобретении более 20 % голосующих акций (долей), можно прийти к выводу, что соответствующие нормы Закона об АО и Закона об ООО требуют корректировки, так как не всегда могут устоять перед практикой их применения и не во всех ситуациях отвечают потребностям и возможностям сегодняшнего дня. В дополнение к уже приведенным выше доказательствам этого можно обратить внимание на бесполезное упоминание в Законе об АО федерального антимонопольного органа, который очевидно не намерен участвовать в определении порядка соответствующих публикаций. А обязательная для обществ с ограниченной ответственностью публикация сведений в «Вестнике государственной регистрации» с ее дороговизной и нерасторопностью (как мы видели, на публикацию уходит минимум неделя) при наличии других способов быстрого получения заинтересованными лицами необходимых сведений, например, в ЕГРЮЛ, сегодня представляется явно несовременной. Хочется надеяться, что законодатель обратит на это внимание и уже в скором времени избавит общества от излишних временных и финансовых трат на исполнение неактуальных требований.