Федеральная служба по финансовым рынкам совместно с Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР) подготовила поправки в законодательство по упрощению эмиссии ценных бумаг. В частности, предлагается изменить правила регистрации эмиссии и разрешить обращение бумаг до регистрации отчета о выпуске. Документ сокращает сроки проведения эмиссии, отменяя двухнедельный срок между раскрытием проспекта и началом размещения, сокращая срок реализации преимущественного права и ускоряя начало обращения ценных бумаг с момента раскрытия цены.
Поправки касаются и проспектов бумаг: в ряде случаев они требоваться не будут. Освобождение от этой необходимости предусмотрено в случаях, когда ценные бумаги предназначены для квалифицированных инвесторов или сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения эмиссионных ценных бумаг одного или нескольких выпусков в течение одного года не превышает 200 млн руб. Проспект не понадобится, если акции или эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, размещаются акционерами АО - эмитента, а также если они размещаются среди круга лиц, число которых не превышает 150 или если в соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг сумма средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, составляет не менее 4 млн руб.
Как отметили в НАУФОР, принятие законопроекта упростит доступ к финансированию на рынке капитала небольших компаний и сделает более конкурентоспособной процедуру IPO. Он также позволит создать на российской бирже альтернативный организованный рынок для небольших, в том числе венчурных, компаний, квалифицированных инвесторов, с мягким режимом раскрытия информации. "Главным образом важно то, насколько предоставляемые для листинга документы этих малых фирм адекватны для иностранных инвесторов и не потребуется ли дополнительных и биржевых гарантий и гарантий госструктур, - отметил главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. - В целом же идея очень интересна, поскольку ориентирована на частные инвестиционные фирмы, PrivateEquityFirms, а это быстро растущий сегмент рынка".
Как пояснил аналитик, PrivateEquityFund работают в интересах сравнительно крупных клиентов, суммы сделок в среднем составляют от 100 млн долл., поэтому возникает проблема "курицы и яйца": без инвестиций нет роста капитализации широкого рынка, достаточной для появления на нем инвестиций PrivateEquityFirms. И здесь, по словам Осина, задача лежит вне вопросов формирования правового поля, это задача бюджета РФ - обеспечить спрос на продукцию неторгового МСБ в рамках ГЧП.
В документе будет прописана возможность предварительного согласования с ФСФР эмиссионных документов для выпусков с проспектом, а также возможность раздельной регистрации проспекта: основная часть, в которой раскрывается информация об эмитенте, его финансовом положении и т.д., и дополнительная часть, которая содержит информацию о ценных бумагах и поручителе для облигаций с поручительством. Основная часть будет считаться действительной в течение одного года. Также планируется отказаться от детальных требований к проспекту ценных бумаг: в законе сохраняются только основные требования, остальные установит ФСФР.
Законопроект предусматривает предварительную госрегистрацию выпусков акций при учреждении и реорганизации до госрегистрации юрлица, которая вступает в силу с даты регистрации юрлица. Кроме того, документ отменяет ограничение на объем эмиссии облигаций для хозяйственного общества размером его уставного капитала и (или) величиной обеспечения, предоставленного третьими лицами. Также законопроект предлагает отказаться от ограничения срока обращения биржевых облигаций тремя годами с момента начала их размещения.
- В основном в документе речь идет об упорядочивании стандартных процедур при регистрации первичных и повторных эмиссий ценных бумаг эмитентами. Поскольку до этого использовался единый подход как к "новичкам", о которых рынок ничего не знает, так и к компаниям, чьи акции/облигации давно присутствуют на рынке, - отметил директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал" Владимир Рожанковский. - В целом фразеология этого законодательного акта весьма напоминает некоторые фрагменты из законодательства по фондовым рынкам и биржам США, в частности, Regulation A, Regulation D и т.н. "правило 147". Они устанавливают упрощенные процедуры регистрации для отдельных категорий эмитентов - например, когда круг потенциальных покупателей ограничен или речь идет об однотипной повторяющейся эмиссии ценных бумаг.
По словам главы ФСФР Дмитрия Панкина, эти поправки не только упростят выпуск бумаг российскими эмитентами, но и облегчат работу иностранных инвесторов на нашем рынке. Эксперты считают, что законопроект будет дорабатываться в процессе реализации, а желаемые результаты во многом будут зависеть от внешних факторов - в частности, декларируемый НАУФОР тезис о том, что документ упростит доступ к финансированию небольших компаний, поспособствует развитию бизнеса "нишевых" инвестбанков. "Это явно зависит от степени ликвидности эмитентов низших эшелонов, которая, в свою очередь, подвержена степени интереса к нашему рынку со стороны иностранных инвесторов. Тезисы реформы, безусловно, упрощают многие излишне забюрократизированные процедуры, однако не гарантируют всплеска интереса к нашему рынку со стороны нерезидентов", - отметил Владимир Рожанковский.
Российская газета