Депутаты совместно со Счетной палатой хотят вернуть в модернизированный Гражданский кодекс нормы, которые обяжут офшорные компании, действующие в России, раскрывать информацию о своих выгодополучателях. Бизнес и юристы в действенности таких мер сомневаются, объясняя это тем, что предпринимателям будет легко обойти такой барьер.
В проект нового ГК хотят вернуть антиофшорные нормы Обновленный Гражданский кодекс (ГК), на прошлой неделе внесенный в Госдуму, ко второму чтению может существенно видоизмениться. «Изменений будет много, особенно в первой части ГК», — заявил вчера глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников после заседания президиума Ассоциации юристов России в Минюсте. В этот раздел включены общие принципы гражданского права, право собственности, положения о юрлицах, обязательственное право. Предполагается, что ко второму чтению депутаты могут внести в ГК около тысячи новых поправок. Кроме того, уже после принятия ГК правки могут внести в законы о страховании, о банках и банковской деятельности, в Земельный, Жилищный и Семейный кодексы, а также в природоохранное законодательство. Изменения могут коснуться и дискуссионной статьи о размере уставного капитала. «Есть позиция, что сумма уставного капитала для ООО в размере 10 тыс. руб. — это маловато. Я считаю, что суммы и цифры не надо закреплять в ГК, это можно было бы установить в других источниках корпоративного права», — сообщил г-н Крашенинников. Одной из самых существенных правок может стать возврат в проект ГК нормы, обязывающей офшорные компании, ведущие деятельность в России, раскрывать информацию о себе в ЕГРЮЛ. Таким образом будет выполнен «политический заказ» Владимира Путина, который в декабре прошлого года заявлял, что «вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов недопустим, и с офшорным наследием эпохи дикой приватизации нужно заканчивать, иначе ни о каком деловом климате в стране, о доверии к нам речи быть не может». Источник РБК среди депутатов-единороссов рассказал, что такой подход поддерживает и глава Счетной палаты Сергей Степашин, по оценкам которого российский бюджет ежегодно теряет в офшорных зонах 1—2 трлн руб. налогов. Однако у такой инициативы нашлись и противники, в частности рабочая группа по созданию Международного финансового центра, которая принимала активное участие в модернизации ГК. Предлагаемый механизм является несбалансированным и неработоспособным, говорит участник группы Денис Спирин. «Он ничем не оправдан и будет легко обходиться на практике одними компаниями, но при этом его требования будут неисполнимы для других», — считает он. Председатель «Деловой России» Борис Титов также убежден, что такая норма работать не будет. На его взгляд, самый оптимальный вариант пополнения бюджета за счет офшоров — повышение налогов для них по отношению к налогам для резидентов. «В Испании, например, налог на имущество для резидентов значительно ниже, чем для офшорных компаний. Если ты хочешь зарегистрировать имущество в офшоре — регистрируй, но знай, что налоги ты будешь платить больше, поскольку, если ты не платишь налоги в офшоре, будешь платить больший налог здесь», — предлагает он вариант реформы. Только тогда экономическое дестимулирование использования офшоров российским бизнесом будет эффективным, уверен г-н Титов. На Западе не борются с офшорной практикой так, как это собираются сделать в России, замечает старший юрист Goltsblat BLP Антон Панченков. «В большинстве развитых правопорядков и юрисдикций есть внутренние офшоры: в США это штат Делавер, в ЕС — Люксембург и с некоторыми натяжками Кипр. В отличие от странноватых и непроработанных конструкций вроде особых экономических зон лучше бы предложили систему льготирования бизнеса, занятого в секторе реальной экономики», — говорит юрист.