на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Налоговикам облегчили контроль над финансовыми операциями компаний, входящих в холдинговые структуры. Чтобы определить, являются ли сделки между «сестрами», «дочками» и «внучками» контролируемыми, Минфин рекомендует инспекторам подсчитать оборот по сделка

 Налоговикам облегчили контроль над финансовыми операциями компаний, входящих в холдинговые структуры. Чтобы определить, являются ли сделки между «сестрами», «дочками» и «внучками» контролируемыми, Минфин рекомендует инспекторам подсчитать оборот по сделкам между всеми аффилированными компаниями холдинга. Такой подход сделает условия ведения бизнеса непредсказуемыми, опасаются предприниматели.

Минфин решил сделать контролируемые сделки еще более контролируемыми

Компании, входящие в холдинговые вертикально интегрированные структуры, нередко продают друг другу товары и услуги по внутрифирменным ценам, отличным от рыночных. В ряде случаев это служит целям налоговой оптимизации. Вступившие в силу в этом году изменения в Налоговый кодекс (НК) позволяют фискалам сравнивать стоимость таких внутренних сделок с рыночными ценами и доначислять налоги. Согласно закону сделки признаются контролируемыми, если оборот по ним в 2012 году превысит 3 млрд руб., в 2013-м — 2 млрд руб., а в 2014 году и далее — 1 млрд руб.

Впрочем, из НК не совсем понятно, как именно считается такой оборот: либо по сделкам исключительно между двумя взаимозависимыми лицами, либо по сумме всех сделок между всеми аффилированными компаниями («веерный принцип сложения»). Эту неопределенность чиновники попытались устранить в письме Минфина от 14 марта 2012 года № 03-01-18/2-31, выбрав второй вариант.

Таким образом, Минфин старается воспрепятствовать искусственному «дроблению» сделок (когда операция на 4 млрд руб. разбивается на две сделки по 2 млрд руб.), подозревает старший юрист Sameta Андрей Панфилов. «При таком подходе избирательный контроль за наиболее крупными сделками подменяется сплошным надзором за всеми внутрихолдинговыми операциями. Это может не только добавить документальной нагрузки на крупный бизнес, но и негативно сказаться на эффективности налогового контроля», — критичен он.

При этом подход Минфина не соответствует буквальному толкованию закона, считает партнер «Пепеляев Групп» Валентина Акимова. «Перечень контролируемых сделок, по которым рассчитывается определенный порог контроля, и круг взаимозависимых лиц, сделки между которыми суммируются, определяется пунктами 2 и 3 статьи 105.14 НК. Из их толкования можно сделать единственно возможный вывод, что суммируются доходы только по сделкам, сторонами которых являются одни и те же взаимозависимые лица, а не все взаимозависимые лица, совершающие сделки с налогоплательщиком», — уверена юрист.

Выводы, содержащиеся в этом письме Минфина, основаны на нормах НК, не соглашается налоговый консультант АКГ «МЭФ-Аудит» Наталья Абрамова: в кодексе есть общее правило, согласно которому сумма дохода по контролируемым сделкам определяется исходя из совокупного дохода, полученного от всех взаимозависимых лиц.

Бизнес по обыкновению воспринимает любую идею контроля со стороны государства в штыки. «Любые формы контроля приводят к изменениям и мимикрии бизнеса. В нашей экономике это имеет очень важное значение, огромное количество сделок оформляется не исходя из их содержания, а исходя из цели попасть под наименьшее регулирование, что искажает всю экономическую и деловую активность», — комментирует вице-президент «Деловой России» Александр Осипов, которому, однако, понятны «благие намерения» Минфина.

Он предлагает искать не новые контрольные процедуры, а другие мотивирующие факторы, для того чтобы механизмы трансфертного ценообразования не имели негативных проявлений и отрицательных для бизнеса последствий. «По существу, любая компания оказывается в непрозрачной и непроверенной для нее ситуации, когда результаты и последствия налоговой проверки неизвестны, а это плохо влияет на защищенность бизнеса и предсказуемость условий, в которых он работает», — резюмирует г-н Осипов.

РБКdaily 12.04.2012

12.04.2012
 





Ближайшие события


06.05.2024
– предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений о стоимости чистых активов акционерного общества на 31.03.2024

07.05.2024 – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой консолидированной финансовой отчетности за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока ) . ; – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока)