Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) внесла в правительство предложение по созданию компенсационных механизмов на страховом рынке. Особая необходимость в этом, по мнению службы, назрела на рынке автострахования. ФСФР предлагает рассмотреть варианты создания гарантийных фондов, в том числе и с участием государства. Страховщики отнеслись к идее регулятора прохладно. Излишнее внимание властей к объединению с гарантийным фондом на рынке страхования опасных производственных объектов (ОПО) вчера уже обернулось для них штрафами.
Как заявила вчера на круглом столе "Перспективы создания гарантийных фондов на рынке автокаско" заместитель главы ФСФР Юлия Бондарева, ее служба предложила правительству рассмотреть три вида компенсационных механизмов в добровольных видах страхования. Речь идет о создании компенсационных фондов, подобных тому, который функционирует при Российском союзе автостраховщиков (РСА) в ОСАГО, объединении компаний по ряду популярных направлений в общества взаимного страхования (ОВС) или запуске гарантийных фондов с участием государства.
Как пояснила "Ъ" госпожа Бондарева, с точки зрения страхователя, компенсационный фонд по типу РСА наиболее быстрый и эффективный способ получения выплат по обязательствам банкротов. ОВС, в свою очередь, удобны тем, что поднадзорны ФСФР. Гарантийные же фонды с госучастием обоснованы в таких видах, как долгосрочное страхование жизни. ФСФР не настаивает на необходимости введения только одного механизма. Пробным проектом для старта подобных форм, на взгляд регулятора, мог бы быть рынок автокаско. К примеру, если долги последнего по времени банкрота на рынке автострахования — компании РСТ — в ОСАГО (около 1 млрд руб.) компенсирует РСА, то долги по каско раздавать некому.
ФСФР рассчитывает на появление законопроекта с описанием механизмов гарантий страховщиков в добровольных видах страхования уже в весеннюю сессию. Однако, как заявил "Ъ" президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим, теория вопроса, нужны ли фонды или нет, упирается в практику, которая "показательна, например, в туристической отрасли: когда туроператор "Капитал Тур" разорился, его страховщик "Инногарант" не смог заплатить по долгам". "Пока же ВСС направил в Госдуму и Совет федерации предложение о создании перестраховочного пула как варианта возможной солидарной ответственности страховщиков,— говорит Андрей Кигим,— это более рыночный механизм по сравнению с фондом с госучастием". Схема ФСФР не очень вяжется и с новостями о недавно созданной страховой саморегулируемой организации (СРО), участники которой также создают компенсационный фонд. "Как будут стыковаться эти форматы, будет видно,— говорит Юлия Бондарева.— Для страховщиков солидарная ответственность — это в любом случае хорошо с имиджевой точки зрения".
Глава экспертного совета по страхованию при банковском комитете Госдумы, президент новой СРО Александр Коваль заявил "Ъ", что "все три механизма, предложенные ФСФР, неэффективны, есть только один путь — саморегулирование". Все остальное потребует правок законодательства, что отдаляет перспективу реализации проектов. "Самый неэффективный — это вариант с госучастием,— говорит Александр Коваль,— это не что иное, как желание чиновников опять чем-нибудь поуправлять". Отметим, что внимание чиновников к объединениям страховщиков вчера обернулось для них штрафами. Членов Национального союза страховщиков ответственности, возможно, ждет штраф в размере 100 тыс. руб., заявил агентству "Прайм" заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров. По мнению ФАС, объединение, участие в котором обязательно для страховщиков рынка ОПО, излишне задрало планку вступительного взноса (6 млн руб.), что создает барьеры для допуска компаний на этот рынок.
Коммерсантъ
10.04.2012
Коммерсантъ