В развитие идей вязнущей в ведомствах административной реформы и института оценки регулирующего воздействия, созданного в виде одноименного департамента Минэкономики, в РФ может быть создан национальный совет по инвестициям и контролю норм.
Улучшением инвестклимата может заняться национальный совет по инвестициям и контролю норм Это предложение рабочих групп по коррекции "Стратегии-2020" является фактическим указанием на неспособность правительства самостоятельно решить проблемы инвестклимата. Опыт делегирования бизнесу "права вето" заимствуется из развивающихся стран, в частности, Мексики. Задачей нацсовета, подробный план создания которого появился в конечной версии скорректированной "Стратегии-2020", декларируется экспертиза и оценка нормативных актов "с точки зрения их влияния на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую свободу". Де-факто будущему нацсовету предлагается взять на себя анализ части нормативных документов, формально не попадающих под критерии обязательной оценки регулирующего воздействия в рамках Минэкономики, которые тем не менее способны влиять на деловой климат в стране — и анализа которых прямо требует бизнес. В частности, предполагается, что совет будет изучать реальное правоприменение изучаемых документов, а также генерировать рекомендации по "улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций и разрешению типовых конфликтов". При этом совет должен получить беспрецедентные полномочия по блокированию введения в действие отдельных документов, существенно ухудшающих бизнес-среду в РФ. Предлагается предоставить ему право вводить "мораторий на срок до шести месяцев" на движение таких документов в органах власти (например, на внесение законопроектов в Госдуму) — причем отменить этот мораторий сможет лишь глава правительства после публичного обоснования такой отмены. Во главе совета авторы предложения видят "известную и авторитетную фигуру, имеющую влияние и вес" как в деловых кругах, так и в Белом доме. Отметим, что это описание полностью соответствует кругу задач первого вице-премьера Игоря Шувалова как "инвестиционного омбудсмена" — уполномоченного по вопросам инвестиционного климата, назначенного на этот пост в октябре 2010 года (см. "Ъ" от 19 октября 2010 года). Сам же нацсовет де-факто должен стать исполнительным органом при омбудсмене — задачи последнего, согласно распоряжению правительства от 2 августа 2010 года N1298-р как раз включают "обеспечение координации" госорганов "в целях улучшения инвестиционного климата, снижения административных барьеров" и "оперативного и эффективного рассмотрения обращений" инвесторов. Структура совета, как предполагается, будет включать три уровня. Верхний — собственно, нацсовет — предлагается создать из 12 видных экспертов в области права и экономики, отобранных по "репутационным" соображениям (в противовес отраслевому принципу). Второй уровень — секретариат совета, возглавляемый опытным чиновником в ранге не ниже замминистра и созданный в виде АНО — должны сформировать штатные эксперты по ключевым отраслям госрегулирования. Базой же иерархии станут постоянные и временные профильные рабочие группы, которые будут обсуждать конкретные задачи в сфере налогов, антимонопольного регулирования, гражданского права и т. д. При этом от обязательной "сквозной" экспертизы всего законодательства и нормативной базы члены совета будут освобождены: отбор тем для изучения будет производиться голосованием и зависеть от степени важности их для экономической политики. Обратиться с предложением рассмотреть тот или иной аспект нормативной базы смогут как бизнес-ассоциации и отдельные предприниматели, так и думские фракции и комитеты, главы субъектов РФ и чиновники правительства. По аналогичной схеме, отметим, работали в Мексике существенно улучшившие инвестклимат в 90-х консультативный совет по улучшению регулирования (RIC) и федеральная комиссия по улучшению регулирования (COFEMER): в докладе "Стратегии-2020" они не упоминаются, но в целом заимствование мексиканского опыта обсуждалось еще в марте—апреле 2011 года, в том числе на совещаниях у президента Дмитрия Медведева. Коммерсантъ 16.03.2012