на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Опубликован разработанный Федеральной антимонопольной службой пакет поправок к закону "О защите конкуренции" — "третий антимонопольный пакет". Главная новация — разделение понятий "картеля" и "согласованных действий, ограничивающих конкуренцию": последнее

ФАС планово ослабит хватку
Служба видит себя мировым судом для жалобщиков и прокуратурой для картелей

ФАС начала разрабатывать "третий пакет" поправок к антимонопольному закону одновременно с жестким обсуждением в Госдуме "второго" пакета в 2009 году. Результат опубликован ФАС только сейчас, перед внесением в правительство. Исходя из ряда положений пакета, в частности предлагаемого запрета на пролонгацию договоров госструктур с банками до 1 января 2011 года, ФАС рассчитывает на его принятие Госдумой в 2010 году. 

Пресс-служба ФАС отмечает главную новацию документа — разделение понятий "соглашений" и "согласованных действий" на рынке, нарушающих конкуренцию. Статья 11 закона "О конкуренции", посвященная соглашениям, ограничивающим конкуренцию (статья объявляет их картелями), полностью переписана, добавлена статья 11.1, описывающая "согласованные действия" на рынке, запрещающиеся ФАС в духе норм закона "О торговле", но картельным сговором не признающиеся. Глава содержит обязанность для ФАС различать параллельные действия на рынке компаний, вызванные общими изменениями рыночных условий, и незаконное согласование работы компаний на рынке. Разница между "письменным" картелем и "устными" согласованными действиями значима: "согласованные действия" выводятся из сферы уголовной ответственности, к компаниям, участвующим в них, не применяются оборотные штрафы. 

"Согласованные действия" при этом легализуются для групп аффилированных компаний и физлиц — ФАС вносит в закон свое определение групп, схожее с пониманием Минфина и Минэкономики, но с отличиями. Так, для норм антимонопольного законодательства вводится понятие группы физлиц — это супруги, родители и дети, братья и сестры. 

Предмет регулирования закона в целом немного расширен. Если ранее ФАС считала сферой компетенции лишь сделки иностранных и российских компаний, имеющие отношение к конкуренции в РФ, то теперь поправками к статье 3 главы 1 и новой статьей 26.1 главы 7 закона предлагается распространить госконтроль ФАС на сделки с российскими активами для всех импортеров с объемом ввоза в РФ товаров на свыше чем 1 млрд руб. в год. 

Наиболее интересны поправки ФАС к закону, де-факто определяющие его собственный статус в системе органов власти. Так, ФАС предлагает предоставить ей самостоятельное (не по чьему-то заявлению) право внеплановых проверок организаций. По сути, эта короткая поправка и связанные с ней изменения в закон, описывающие регламент проверок, превращают ФАС в "антимонопольную прокуратуру": орган, имеющий право по своей инициативе проверять соблюдение антимонопольного закона. Начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский подтвердил "Ъ", что третий антимонопольный пакет "распространяет правила возбуждения антимонопольных дел (они могут возбуждаться "при наличии информации", по заявлениям и сообщениям граждан и СМИ) на проводимые службой проверки". 

Другие же поправки, тщательно (даже с зачаточными "процессуальными нормами" и применением принципа состязательности процесса) регламентирующие процедуру обращения в ФАС граждан и организаций с жалобами и их рассмотрение, превращают комиссии ФАС в "квазисуды" по антимонопольным делам. Очевидно, стремление ФАС регламентировать порядок рассмотрения дел связано с намерением решать по крайней мере часть споров вне арбитражного суда. Статус комиссий ФАС, таким образом, будет близок к статусу мировых судов — но их вердикты не будут иметь силы судебного решения. 

Часть поправок ФАС посвящена финансовому рынку. Так, ФАС отменит обязательную нотификацию соглашений на финансовом рынке. Кроме того, отдельный блок поправок описывает полномочия ФАС на стыке с системой госрегулирования конкуренции на банковском и финансовом рынке ЦБ и ФСФР — ФАС скрупулезно определила порядок присоединения финансовой организации к нефинансовой и свою компетенцию в таких сделках. Отдельно ФАС переопределяет правила заключения договоров госструктур с банками, а заодно закрывает "лазейку", позволяющую вместо конкурсов на финуслуги пролонгировать действующий договор. Отвечая на вопрос о прекращении с 1 января 2011 года "автоматической" пролонгации банковских договоров, господин Пузыревский отметил, что "тут вводится переходный период". "Будет полгода на то, чтобы подготовиться к перезаключению таких договоров через механизм конкурса",— говорит главный юрист ФАС. 

"Внесистемная" правка закона "О защите конкуренции" в рамках "третьего пакета" иногда довольно радикальна. Так, ФАС уже в законе прямо запрещает всем участникам рынка использовать термины "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "первый", "единственный" и "словосочетания с их использованием", а также слова "номер один", "лидер" и "иные аналогичные слова и словосочетания". Слова в превосходной степени используют в рекламных кампаниях многие потребительские бренды: например, Carlsberg ("Пожалуй, лучшее пиво в мире"), Efes ("Лучше не бывает"), Orbit ("Самая вкусная защита от кариеса"), банк "Тинькофф" ("Лучший кредит — кредитная карта "Тинькофф Платинум""). В некоторых случаях ФАС признает такие заявления не соответствующими действительности. Так, в сентябре 2008 года ФАС сочла ненадлежащей рекламу ООО "Компания ТЕЗ Тур" на "Первом канале" со слоганом "Туроператор N 1 в России", наложив штраф в размере 200 тыс. руб. ФАС преследует такую рекламу и в интернете — в июне 2010 года управление ФАС по Пермскому краю сообщило о возбуждении дела в отношении ООО "Везет", разместившего контекстную рекламу по словам "лучшее такси". 

Отдельный блок поправок, важный для сырьевых компаний, связан с биржевой торговлей и понятием "монопольно высокой цены". ФАС в поправках обязуется использовать для ее определения метод сопоставимых рынков, берет на себя обязательства всегда учитывать биржевую цену при расчетах и признает, что биржевая цена (при условии, что она соответствует критериям ФАС — анонимность торгов, не менее трех участников торговли, торги не менее чем на 20% оборотов рынка) не может быть монопольно высокой в принципе. 

В целом, "третий пакет" по отношению к рынкам действительно более либерален, чем первые два. Серьезные протесты его рассмотрение Госдумой вряд ли вызовет.

Коммерсантъ 15.07.2010

 

ФАС России разместила на сайте законопроект, составляющий т.н. «третий антимонопольный пакет»  

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) разместила на сайте законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (т.н. «третий антимонопольный пакет» законов).

"Третий антимонопольный пакет законов" уточняет:

- порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на конкуренцию в России. В частности, четко определен круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом (критерий — объем товарооборота на территории РФ).

- понятие координации экономической деятельности — она возможна только лицом, не осуществляющим деятельности на том товарном рынке, на котором осуществляется координация.

- понятие соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию. Они не распространяются на хозсубъекты, входящие в одну группу лиц или контролируемые одним лицом.

- перечень финансовых услуг, в отношении которых необходимо проводить торги по отбору финансовых организаций.

- порядок уведомления лица о проведении проверки в отношении него, направления о предоставлении документов и информации.

Также "третий антимонопольный пакет законов":

- Устанавливает дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила недискриминационного доступа на рынки, а также к товарам/услугам естественных монополий. Они направлены на повышение уровня доступности информации для потребителей; определение условий доступа к товарам и услугам естественных монополий; применение типовых договоров.

- Исключает применение уголовного наказания за согласованные действия.

- Вводит фиксированные штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции.

"Третий антимонопольный пакет законов" направлен на либерализацию норм антимонопольного законодательства, в том числе и в части вертикальных соглашений.

Антимонопольное ведомство при определении монопольно высокой цены товара обязано использовать не только затратный метод, но и метод сопоставимых рынков. При этом цена, сложившаяся при проведении биржевых торгов, не может являться монопольно высокой.

Кроме того, "третий антимонопольный пакет законов" предусматривает обязанность ФАС России оценивать справедливую биржевую цену при определении монопольно высокой цены товара. 

Также будет уточнено понятие согласованных действий: в определение будут добавлены квалифицирующие критерии, по которым можно будет отличить просто параллельные действия на рынке, вызванные общими для всех условиями, от согласованных действий.

Поправки предусматривают разделение понятий соглашения и согласованные действия на две разные статьи закона.

При этом срок обжалования решений ФАС России будет сохранен - 3 месяца.

Поправки также направлены на либерализацию на рынке финансовых услуг. Предлагается отказаться от так называемой нотификации соглашений - необходимости участников рынка уведомлять ФАС о заключенных соглашениях. "В тех случаях, когда у сторон есть сомнения в соблюдении всех антиконкурентных требований в соглашении, они могут его прислать на экспертизу",-- отмечает руководитель ФАС России Игорь Артемьев.

Проект поправок предусматривает выведение согласованных действий из уголовно наказуемых в сферу административной ответственности. Также планируется заменить оборотные штрафы фиксированными для тех отраслей, которые работают с большим оборотом и минимальной рентабельностью.

«Таким образом, примерно в половине случаев "оборотный штраф" применяться не будет. За нарушения, которые не привели к ограничению конкуренции предлагается введение фиксированные штрафы, например, 1 млн. рублей. Тем самым мы снимем для бизнеса часть рисков», - заключил глава ФАС России Игорь Артемьев.

 
Текст "Проекта Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" Вы можете найти на нашем сайте в разделе "Новости" -> подраздел "Законодательство".

 

 

 

15.07.2010