Федеральная налоговая служба России согласовала с Минфином России концепцию своего законопроекта о введении с 2014 года обязательного досудебного обжалования всех спорных решений налоговых органов — а не только вынесенных по результатам проверок, как сейчас. Этой мерой налоговики хотят "очистить" суды от мелких и заведомо проигрышных дел, а также сэкономить себе и налогоплательщикам время и деньги. Эксперты разошлись в оценках последствий новаций.
Налогоплательщикам предпишут уклоняться от суда Речь идет об оспаривании действий или бездействия налоговиков — к примеру, их требований об уплате налога, решений о приостановлении операций по счетам, актов о взыскании штрафов за непредставление декларации, сведений для налогового контроля и проч. По прогнозу Сергея Аракелова, в 2014 году, когда обновленная система досудебного урегулирования может быть введена в действие, число рассмотренных жалоб увеличится с нынешних 49 тыс. до 55 тыс. в год, а число налоговых судебных дел сократится наполовину. Сейчас, по его словам, оценочно, до судов доходит порядка 60% споров. Глобальная цель ФНС — снизить этот показатель до 10% (такая доля фискальных тяжб доходит до судов в США). В судах, по мнению руководства службы, должны остаться лишь споры по налоговым схемам и вопросам методологического характера. Срок рассмотрения жалоб, по которым вводится обязательный аудит, законопроектом определен в 15 дней (для решений по результатам проверок он останется прежним — 30 дней). По словам начальника управления досудебного аудита Елены Суворовой, урегулировать конфликты таким образом для компаний будет быстрее и дешевле, чем через суд — ведь срок судебного разбирательства с учетом обжалования в среднем составляет год, а затраты на адвокатов и уплату госпошлины весьма велики. Отметим, что по многим спорам досудебный аудит в добровольном порядке может быть применен и сейчас. Однако компании не пользуются такой возможностью и не пишут жалобы, поскольку боятся пропустить трехмесячный срок подачи иска в суд. Законопроект исправляет эту ситуацию — три месяца на обращение в суд будут отсчитываться с момента завершения процедуры "досудебки". Александра Лобова из Ernst & Young отмечает, что в последний год эффективность досудебного аудита действительно заметно возросла — появились случаи, когда налогоплательщикам без суда удается оспаривать в региональных управлениях или на уровне ФНС весьма крупные доначисления. Поэтому эксперт приветствует расширение такого порядка. По ее словам, важно, что законопроект решает вопрос пропуска трехмесячного срока обращения в суд из-за подачи жалобы: "Сейчас это является реальной проблемой". Также, по ее словам, значимо заложенное в законопроекте увеличение срока подачи апелляционной жалобы с десяти дней до одного месяца. "За десять дней подготовить развернутые возражения специалисту, как правило нанятому со стороны, довольно сложно",— сказала Александра Лобова. Иван Чемичев из АКГ "МЭФ-Аудит" отмечает, что споры по многим вопросам (таким, как возврат или зачет налогов, получение справок о состоянии расчетов с бюджетом) налоговики сейчас принципиально передают на рассмотрение суда — так что их обязательное досудебное обжалование вряд ли поможет налогоплательщику. По словам эксперта, скорее всего, после процедуры обжалования спор по существу будет по-прежнему перемещаться в суд — так что срок разрешения вопросов для налогоплательщиков после введения новаций может только увеличиться. Коммерсантъ 15.02.2012
ФНС хочет сделать досудебные жалобы на нее обязательными
Заместитель главы ФНС Сергей Аракелов сообщил, что разработанные службой поправки к Налоговому кодексу о расширении практики досудебного урегулирования споров "концептуально поддержаны Минфином". Напомним, механизм досудебных жалоб стал обязательным с 1 января 2009 года — налогоплательщик не вправе обратиться в суд до тех пор, пока не попробует оспорить решение своей инспекции в вышестоящем налоговом органе. Новация была введена для того, что не доводить до суда мелкие и явно проигрышные для государства споры. Однако такой порядок сейчас существует только для решений, вынесенных по итогам налоговых проверок. В ФНС заявляют о том, что механизм работает эффективно (число судебных дел падает, в 2011 году к 2010-му оно уменьшилось на 20%), и теперь готовы применить его уже ко всем разбирательствам с налогоплательщиками.