на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

В минувшую пятницу состоялось первое заседание экспертного совета ФСФР России, на котором обсуждались изменения, вносимые в нормативную документацию по резервам и собственным средствам страховщиков. Данные поправки подготовил Минфин России, однако ФСФР на

В минувшую пятницу состоялось первое заседание экспертного совета ФСФР России, на котором обсуждались изменения, вносимые в нормативную документацию по резервам и собственным средствам страховщиков. Данные поправки подготовил Минфин России, однако ФСФР нашла их излишне либеральными, компании же встали на защиту проекта Минфина.

Добрый надзор и злой надзор
 ФСФР с Минфином распределили роли на страховом рынке

Первый экспертный совет по страхованию глава ФСФР Дмитрий Панкин провел лично. На нем страховщики пытались убедить ФСФР в предпочтительности минфиновской версии изменений к требованиям о резервах и собственных средствах компаний. Два основных нормативных документа на рынке — приказы Минфина "Об утверждении порядка размещения страховщиками страховых резервов" и "Об утверждении требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика" — предмет постоянных дискуссий о том, какие изменения стоит внести с тем, чтобы повысить устойчивость страховщиков.

Минфин подготовил поправки к этим приказам и еще летом столкнулся с тем, что ФСФР считает их излишне мягкими. Как следует из письма Дмитрия Панкина на имя заместителя министра финансов Алексея Саватюгина (копия письма есть в распоряжении "Ъ"), в случае изменений в порядке размещения резервов "проект в значительной степени смягчает действующие требования к активам, принимаемым в покрытие страховых резервов, что не соответствует уровню развития рынка".

В частности, ФСФР не поддерживает предложения Минфина в части расширения круга перестраховщиков, увеличения доли банковских вкладов с 40% до 50%, а доли стоимости государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг — с 30% до 40% от величины резервов по страхованию жизни, увеличения доли дебиторской задолженности страхователей по взносам с 35% до 45%, увеличения доли резервов, переданных в доверительное управление с 20% до 50%, исключения ограничения по сумме на счетах в банках без требуемого Минфином рейтинга и т. д. В части изменений требований к собственным средствам ФСФР также указывает на отсутствие ограничений по размещению средств на счетах банка без должного рейтинга. "По нашему мнению, это позволит страховщикам продолжать размещать собственные средства в банки с низким уровнем финансовой устойчивости",— говорится в письме главы ФСФР в Минфин.

Как рассказали "Ъ" участники заседания, им показалось, что ФСФР удалось убедить в необходимости смягчиться. "Дело не в противоречиях,— уверен первый замглавы "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров.— Есть вполне понятная задача движения вперед в части совершенствования нормативной базы. На мой взгляд, редакция Минфина дает больше маневра в использовании финансовых инструментов и в ней заложена постепенность движения". По его словам, начало следующего года будет проблемным для страховщиков в связи с повышением требований к уставному капиталу. "Наверное, не стоит это время усложнять еще и изменениями по резервам и собственным средствам",— считает он. "Нельзя делать резких движений, ведь это касается большого количества страхователей,— заявил "Ъ" президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин.— У РСА всегда была консервативная позиция — за эволюционные, постепенные изменения". По его мнению, надо ввести в действие минфиновскую редакцию и постепенно перейти к более строгой ее версии. Узнать реакцию Минфина "Ъ" в пятницу вечером не удалось, однако, как передает агентство "Прайм" со слов сотрудника министерства, "идеология Минфина при подготовке новых документов заключалась в том, что любые изменения должны приводить к улучшению инвестиционного климата и развивать страховую индустрию".

Примечательно, что представителей самого Минфина на заседании экспертного совета не было. Ряд наблюдателей на рынке связывают это с желанием ФСФР нести основную нагрузку по подготовке нормативной базы страховщиков. ФСФР вполне может об этом заявить официально: в соответствии с поручением Дмитрия Медведева правительство в срок до 1 февраля 2012 года должно подготовить предложения, расширяющие полномочия ФСФР, в том числе и в части наделения правом разрабатывать и представлять в правительство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере регулирования финансовых рынков.

Нынешний состав экспертного совета по страхованию существенно отличается от предыдущих, в числе его участников нет представителей Минфина, Минэкономразвития, антимонопольной службы — только страховщики и главы их объединений. Как заявил "Ъ" замглавы ФСФР Игорь Жук, "идея экспертного совета предполагает выражение мнений практикующих участников рынка, а когда эти мнения необходимо будет преобразовать в документы, положить на бумагу, обсуждение будет перенесено на другие площадки, которые имеют право заниматься нормативной деятельностью".

Коммерсантъ 19.12.2011

19.12.2011