Президент Дмитрий Медведев поручил правительству представить предложения по расширению полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам России. Предлагается вернуть ведомству законотворческую функцию, которая в конце лета была передана Минфину.
Финансовые рынки решено подрегулировать
ФСФР возвращают законотворческую функцию
В пятницу на сайте президента был опубликован перечень поручений по итогам заседания Международного консультативного совета по созданию и развитию международного финансового центра. Один из пунктов документа обязывает правительство к 1 февраля 2012 года представить предложения о расширении полномочий ФСФР по предотвращению правонарушений на финансовых рынках, защите интересов инвесторов, в том числе в суде, а также о наделении ее правом разрабатывать и представлять в правительство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере регулирования финансовых рынков.
Таким образом, предлагается вернуть ФСФР законотворческие функции, которые были переданы Минфину в рамках системы перераспределения полномочий ФСФР и Минфина в августе. Потеряв тогда законотворческие функции, ФСФР стала главным контролером финансовых рынков, получив от Минфина контроль над Росстрахнадзором. По словам источника "Ъ", знакомого с ситуацией, возвращение ФСФР ее функций связано с тем, что разделение полномочий между ведомствами — идея Алексея Кудрина, но после его отставки влияние его единомышленников уменьшилось. Комментарий Министерства финансов в пятницу получить не удалось.
Участники рынка отмечают, что разделение функций регулирования финансового рынка между Минфином и ФСФР по прежнему сценарию было не слишком эффективным. "В частности, мы надеялись, что поправки в закон "О паевых инвестиционных фондах" будут приняты уже в этом году, но увеличение бюрократических препятствий помешало этому,— говорит президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров.— Если ФСФР вернут законотворческие функции, это ликвидирует неестественную систему регулирования, при которой законы принимает непрофильный орган".
По словам источника "Ъ" в одном из ведомств, передача части полномочий ФСФР Минфину была направлена на создание эффективного регулятора, вырабатывающего государственную политику в отношении финансовых рынков и отвечающего за ее реализацию, тогда как ФСФР должна была сосредоточиться в большей степени на контрольно-надзорных функциях. "Возникшая новая модель распределения полномочий между ведомствами еще не успела заработать в полную силу, ведь указ президента был принят в марте, а постановление правительства — в августе. Поэтому предложение вернуть все на прежние места всего через несколько месяцев работы новой системы выглядит несвоевременно",— считает собеседник "Ъ".
Вместе с тем собеседники "Ъ" отмечают, что, какое бы решение ни было принято, круг экспертов, способных готовить законы и продвигать их, в обоих ведомствах достаточно узок, и его нужно расширять. Стоит отметить, что за время работы ФСФР без законотворческих полномочий ее эксперты смогли этой осенью довести до принятия законы о центральном депозитарии и об организованных торгах. "Однако на ряд других законопроектов, подготовленных ФСФР и давно принятых в первом чтении, сил уже не хватило",— добавляет источник "Ъ". Запрос, не потребуется ли расширение штата сотрудников для создания законов, если службе вернут законотворческие функции, ФСФР оставила без комментариев. Руководитель ФСФР Дмитрий Панкин заявил "Ъ": "При поступлении соответствующего поручения правительства служба рассмотрит и представит предложения в установленном порядке".
Коммерсантъ 12.12.2011