Налоговая информация перестает быть гостайной. Россия присоединилась к конвенции о взаимопомощи в области налогообложения.
Конвенция о взаимопомощи в области налогообложения (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters), впервые предложенная к подписанию Советом Европы и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1988 году, прежде всего предусматривает автоматический обмен информацией о налогоплательщиках (компаниях и физических лицах), между странами-участницами. Обмену подлежат значительные объемы финансовой информации — от размеров начисленных налогов до размеров дивидендов, зарплаты и пенсий. Эта информация может служить доказательной базой в судах стран, подписавших конвенцию. Кроме того, конвенция предусматривает многосторонние одновременные налоговые проверки, а также содействие по взысканию налогов или по принятию обеспечительных мер на территории страны-участницы по требованию других стран, подписавших конвенцию. Одобрение таких правил приводит к унификации налоговых законодательств стран-участниц.
С начала 90-х годов участие в конвенции становится обязательным требованием для вновь присоединяющихся к ОЭСР стран. Но, несмотря даже на столь категоричное условие, спешки принять правила налоговой открытости не выказывали даже некоторые развитые страны — Германия и Япония присоединились к конвенции одновременно с Россией, только в ноябре 2011 года. Заметим, что из всей "двадцатки" к ноябрю 2011 года цели этой налоговой конвенции разделяли только семь стран во главе с США и Великобританией. Коллективное присоединение G20 обеспечило ОЭСР налоговый контроль над 60% населения планеты, производящего 85% мирового ВВП. В том числе конвенция теперь распространяется на экономики Китая и Индии. Она также будет обязательна для Австралии, Аргентины, Бразилии, Канады, Индонезии, Турции, ЮАР и Саудовской Аравии.
По оценке ОЭСР, присоединение G20 к налоговой конвенции позволит увеличить совокупные налоговые доходы стран—участниц этого документа на $100 млрд. В Канне директор центра налоговой политики ОЭСР Джеффри Оуэнс заявил, что эффективность конвенции будет продолжать увеличиваться за счет расширения числа участников. Вслед за странами G20 он обещал распространить действие документа и на остальные развивающиеся страны. Отметим, ранее РФ вводила схожий режим обмена налоговыми данными приложениями и расширениями двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.
Для России обязательное участие в этой конвенции было предусмотрено еще ""Дорожной картой" присоединения РФ к конвенции об учреждении ОЭСР", одобренной советом ОЭСР в ноябре 2007 года. Собственно процесс вступления в ОЭСР в России был поддержан после того, как в начале 2000-х годов процесс переговоров о присоединении к ВТО серьезно замедлился. Правда, полноправное участие в ОЭСР возможно только для членов ВТО, что и было подчеркнуто для России в "Дорожной карте" 2007 года особым пунктом. Заметим, что Украина и Грузия, основные соперники РФ по бывшему пространству СССР в гонке за членство в ВТО и ОЭСР, поспешили принять налоговую конвенцию, не дожидаясь коллективного решения G20. Украина ратифицировала этот документ в 2009 году, а Грузия присоединилась к конвенции в феврале 2011 года.
В ноябре 2011 года Россия как раз намерена завершить эти переговоры и выйти на подписание итоговых документов с ВТО. К этому времени не останется и препятствий для членства в ОЭСР, а коллективное, в рамках G20, присоединение к правилам раскрытия налоговой информации смягчает недовольство российских налогоплательщиков, правила игры для которых становятся жестче.
Коммерсантъ 07.11.2011
07.11.2011
Коммерсантъ 07.11.2011