Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) вышла с инициативой создать в страховых компаниях (СК) службу внутреннего контроля. К тому же ФСФР собирается штрафовать страховщиков за неисполнение предписаний. По словам заместителя руководителя ФСФР Юлии Бондаревой, служба внутреннего контроля станет одним из элементов "рискоориентированного надзора", что позволит страховщикам видеть собственные риски. По мере необходимости ФСФР будет запрашивать у страховщиков информацию по оценке их рисков, что станет для участников рынка альтернативой ведения ежедневной отчетности. Сейчас в ведомстве работают над соответствующими поправками к закону о страховом деле. Причем работа по введению внутреннего контроля в СК считается в ФСФР одной из первоочередных задач.
"Всероссийский союз страховщиков (ВСС) понимает необходимость мер, предлагаемых ФСФР по созданию служб внутреннего контроля в страховых организациях. Такие службы уже существуют во многих крупных российских корпорациях, но некоторые из них, например, коммерческие банки создают их по инициативе Банка России", - рассказал "РБГ" президент ВСС Андрей Кигим. По его мнению, для компаний, которые привлекают иностранных инвесторов, эти службы создаются на базе стандартов МСФО для того, чтобы инвесторы видели принципы работы компании в привычном для себя формате. Но есть и стопроцентно российские компании, которые и без регуляторов используют этот механизм для защиты своих акционеров. "Учитывая возрастание количества обязательных видов страхования, и несмотря на то, что страховые компании только что получили требования об увеличении объема уставного капитала, эта инициатива необходима", - подчеркивает он. В то же время президент ВСС считает, что для безболезненной реализации данного требования необходимо, чтобы в графике мероприятий ФСФР был предусмотрен переходный период, в течение которого семинары надзорного органа и страховщиков позволили бы обучить персонал и провести совместные тесты на качество работы.
Заместитель директора департамента внутреннего контроля компании "АльфаСтрахование" Ирина Жирнова считает, что для средних и мелких страховых компаний, не имеющих большой филиальной сети или являющихся кэптивом, выгоды от наличия внутреннего аудита не так очевидны, как в крупных федеральных компаниях, поэтому можно предположить, что в случае принятия поправок в существующем виде, внутренний аудит в данных компаниях номинально будет создан, но его деятельность будет носить формальный характер - только для соблюдения требований регулятора.
Эксперт отмечает, что введение обязательных требований о наличии службы внутреннего аудита в страховой компании направлено на улучшение качества корпоративного управления, построение эффективной системы риск-менеджмента и обеспечение траспарентности деятельности страховщиков. "Конечная цель этих усилий - повышение уровня стабильности страхового рынка в целом и сокращение количества недобросовестных страховщиков",- говорит Ирина Жирнова. При этом она отмечает, что в большинстве страховых компаний, входящих в ТОП-50, уже существуют службы внутреннего аудита.
Российская Бизнес Газета 04.10.2011