На прошлой неделе в Федеральной налоговой службе (ФНС) была представлена новая концепция развития ведомства: из фискальной налоговая служба постепенно превращается в сервисную.
Презентация новой Концепции ФНС России по организации работы с налогоплательщиками состоялась на первом заседании обновленного общественного совета ФНС, куда вошли банкиры, представители высшей школы, частные предприниматели, общественные деятели, предприниматели, представители СМИ, киноиндустрии, издательского бизнеса.
Изменения в практике налогового администрирования, по словам руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина, необходимы для того, чтобы ФНС "адекватно воспринимали в обществе". Общественный совет призван помочь ФНС в деле "получения общественной экспертизы на наши решения и начинания". Основным из них, по словам Михаила Мишустина, "является формирование сервисно ориентированного подхода, что означает переход от сугубо технологической модели развития налоговой службы к социотехнологической модели, от обслуживания налогоплательщиков по формуле "Долго. Сложно. Неудобно" к формуле "Быстро. Просто. Удобно. Профессионально".
Для достижения провозглашенной цели ФНС приступает к реализации шести стратегических направлений.
Человеческое измерение
Налоговую культуру налогоплательщиков предполагается развивать путем адресного информирования различных групп граждан, в частности социально незащищенных групп населения, в том числе пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Особое направление — работа со школьниками и подростками, так как формирование налоговой культуры, преодоление финансовой безграмотности и правового нигилизма начинается со школьной скамьи. Важное значение приобретают развитие внутрикорпоративной культуры сервисного обслуживания, повышение коммуникативных и профессиональных компетенций сотрудников налоговых служб.
Расширение сотрудничества с внешними партнерами с целью создания устойчивого налогового пространства России, в частности с общественными организациями, профессиональными ассоциациями, муниципальными и региональными органами власти и др.
Первый шаг в данном направлении — развитие института налоговых консультантов путем формирования законодательной и нормативной базы консультационной деятельности. Это будет способствовать не только получению налогоплательщиками квалифицированной помощи и защите от недобросовестных действий, но и позволит налоговым органам получать более грамотные декларации, отчеты и иные документы.
Экстерриториальный принцип
Для обеспечения высококачественных услуг предусматривается развитие принципа экстерриториальности обслуживания налогоплательщиков. Экстерриториальность — это свобода налогоплательщика в получении доступа к информации и обслуживанию вне зависимости от места регистрации и нахождения, что для нашей огромной страны особенно актуально.
Данное направление развивает уже существующие технологии ФНС: развитие средств удаленного доступа, электронных сервисов, свободного программного обеспечения, укрупнение баз данных по осям "ИФНС России—УФНС России—ФНС России" и "ФНС России—другие органы власти", а также предусматривает развитие специализированных структур "Налог-сервис" и центров телефонного обслуживания.
Направление "Экстерриториальность" предлагается реализовать в несколько этапов.
Технологический. Предполагает развитие центров обработки данных и создание инфраструктуры для их функционирования.
Правовой. Внесение изменений в Налоговый кодекс РФ и другие нормативно-правовые документы, которые обеспечат экстерриториальный принцип обслуживания налогоплательщиков.
Структурный. Адаптация организационной структуры налоговых органов для экстерриториального обслуживания налогоплательщиков.
Еще одним элементом решения является расширение способов доступа налогоплательщика к электронным услугам ФНС.
Технологическая составляющая
Сейчас более 80% налогоплательщиков в России предпочитают лично приходить в налоговые органы, в том числе по вопросам сверки, уточнения сведений, получения информации, представления документов, подтверждающих льготы и другим вопросам. Это в несколько раз больше, чем в странах с развитым налоговым администрированием, где систематические посещения составляют 10-20%.
С целью сокращения личных обращений в структуры ФНС предполагаются следующие ключевые решения:
развитие электронных сервисов (расширение функциональности личного кабинета налогоплательщика, улучшение навигации на сайте с использованием форматов "жизненных сценариев", расширение онлайн-сервисов и т. д.);
развитие телефонных сервисов (создание единого справочника типовых вопросов и ответов, применение средств автодозвона, внедрение "Стандарта телефонного обслуживания");
улучшение почтовых сервисов (размещение инфоматов и информационных материалов в почтовых отделениях).
Важно также упростить налоговые процедуры и документы, в частности процедуры сдачи деклараций и отчетности, сделать их язык более ясным и понятным, упростить формы декларации и инструкции по их заполнению, освободить налогоплательщиков от расчета налогов там, где это возможно силами ФНС с отправкой налогоплательщику для оплаты.
Одним из ключевых решений станет также внедрение "Стандарта налогового офиса и приема налогоплательщиков", реализация принципа "много окон — одна очередь", увеличение времени приема налогоплательщиков, внедрение комплексного решения "Электронная запись на прием" с записью через интернет и возможным использованием систем электронной очереди и ряд других.
Образцовая служба
Концепция рассчитана на реализацию в 2011-2014 годах и нацелена на достижение установленных показателей: доля дистанционного обслуживания налогоплательщиков должна составить не менее 70%, а количество поданных деклараций и отчетов — не менее 80% для юридических лиц и 75% — для индивидуальных предпринимателей.
По словам господина Мишустина, "при реализации Концепции, в конечном итоге ФНС нацелена на создание в России образцового органа исполнительной власти, гармонично сочетающего государственную эффективность (уровень сбора налогов), социальное партнерство (клиентоориентированность) и передовой уровень технологических решений (архитектурно-технологическую платформу) — такой налоговой службы, которая повышает конкурентность российской экономики в мире. И, конечно же, на формирование позитивного образа ФНС в глазах общественности.
Коммерсантъ 28.09.2011
28.09.2011