на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрел законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", до конца текущей сессии депутаты планируют

Комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрел законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", до конца текущей сессии депутаты планируют рассмотреть его во втором чтении. Законопроект радикально меняет налоговые отношения трансфертного ценообразования.

Договорятся о цене
Минфин представил
ко второму чтению законопроект о трансфертном налогообложении

Фактически он устанавливает новые правила, которые придется соблюдать бизнесу при определении своей ценовой политики. Первоначальная редакция документа прошла широкое публичное обсуждение и вызвала общественный резонанс. По оценкам аналитиков, если законопроект будет принят в том виде, в котором он существует сейчас, финансовая нагрузка на отечественные предприятия существенно возрастет и фактически будет поставлен барьер на пути развития холдинговых компаний в стране. В результате экспертным советом по налоговому законодательству Комитета Госдумы по бюджету и налогам, в который вошли ведущие эксперты бизнес-сообщества, общественных организаций и депутаты, были подготовлены поправки и направлены в минфин. Почти год бизнес ждал реакцию от министерства, для того чтобы понять, что войдет в текст законопроекта ко второму чтению, а что нет.

Как сообщил "РБГ" председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев, представленная минфином ко второму чтению редакция законопроекта претерпела весьма существенные изменения по сравнению с текстом данного документа, принятым в первом чтении. Объем законопроекта увеличился более чем в 1,5 раза.

Несмотря на то что концепция законопроекта не изменилась, его отдельные положения существенно уточнены и дополнены. "Существенно переработаны и дополнены общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами, - говорит Юрий Васильев, в частности, уточнены и усилены положения, устанавливающие презумпцию соответствия примененных в сделке цен рыночным. Приведен перечень налогов, по которым должны производиться корректировки при выявлении несоответствия фактической цены сделки рыночной. Установлено право налогоплательщика на самостоятельную корректировку налогов в случае несоответствия фактической цены сделки рыночной. Установлены случаи, когда фактическая цена сделки автоматически признается рыночной: если цена применяется в соответствии с предписаниями антимонопольных органов; если цена сложилась по результатам биржевых торгов; если цена объекта сделки определена оценщиком в соответствии с законодательством об оценке и т.д.".

По словам главы комитета, также расширен состав источников информации, которая может использоваться для определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам. В состав источников информации, которая может быть использована при проведении налогового контроля указанного соответствия, дополнительно включены данные информационно-ценовых агентств. Установлено, что при осуществлении данного вида налогового контроля не может использоваться информация, составляющая налоговую тайну, а также иная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ, за исключением сведений о самом проверяемом налогоплательщике.

Сокращен перечень методов, используемых при определении соответствия фактических цен сделки рыночным. Исключен метод цены реализации продукта переработки (вторичного продукта).

Скорректирован состав контролируемых налоговыми органами сделок.

В частности, установлено, что из перечня контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами, сумма доходов по которым за год превышает один миллиард рублей, исключены сделки, сторонами которых являются российские организации, зарегистрированные в одном субъекте РФ, не имеющие обособленных подразделений на территории других регионов за пределами страны, не имеющие убытков.

Из перечня контролируемых сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и сделок с резидентами офшоров или юрисдикций с низким налогообложением исключены сделки, совершенные с одним лицом, по которым сумма доходов за год не превышает 60 миллионов рублей.

Одновременно в перечень контролируемых сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли включены сделки с минеральными удобрениями.

"Смягчены требования к уведомлениям о контролируемых сделках, представляемым налогоплательщиками в налоговый орган. В частности, налогоплательщики освобождаются от необходимости представления указанных уведомлений в случае, если доходы от контролируемых сделок, совершенных в течение года с одним лицом, не превышают 60 млн руб. (ранее указанный ограничитель составлял 10 млн руб.), - отметил Юрий Васильев. - Введена новая статья, посвященная порядку проведения симметричной корректировки налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций у всех сторон контролируемой сделки в случае, если Федеральной налоговой службой в установленном порядке вынесено решение о доначислении налога исходя из оценки результатов сделки с учетом рыночной цены".

Как считают эксперты комитета, в новой редакции закона значительно доработаны положения, регламентирующие заключение крупнейшими налогоплательщиками соглашений с налоговыми органами о ценообразовании для целей налогообложения. Вводятся новые статьи, посвященные порядку проверки исполнения соглашения о ценообразовании, а также гарантии стабильности условий соглашения о ценообразовании в случае изменения налогового законодательства.

Что касается положения о порядке вступления закона в силу, то предусмотрено поэтапное введение нормы о включении в перечень контролируемых сделок тех сделок между взаимозависимыми лицами, сумма доходов от которых за год превышает один миллиард рублей. На 2012 г. указанный показатель устанавливается в размере 3 млрд руб., на 2013-й - 2 млрд рублей.

Российская Бизнес Газета 05.07.2011

05.07.2011