Президиум правительства одобрил третий антимонопольный пакет. Поправки к федеральному закону о защите конкуренции, КоАП и ряду других документов предусматривают сужение списка нарушений, за которые предусмотрено уголовное наказание, и предоставляют дополнительные гарантии топ-менеджерам и владельцам компаний в случае возникновения к ним претензий у Федеральной антимонопольной службы.
Третий антимонопольный пошел Поправки к федеральному закону о защите конкуренции, КоАП и ряду других документов разрабатывались Федеральной антимонопольной службой (ФАС) для либерализации правил игры и уточнения размытых или слишком жестких определений. В частности, предложенные ФАС поправки сокращают перечень запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов (см. “Ъ” от 23 апреля). Соответственно, исключаются некоторые основания признания таких соглашений картельными. Одновременно в Уголовном кодексе предлагается исключить уголовную ответственность за согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Предлагается осуществлять уголовное преследование только за наиболее опасные для конкуренции деяния — картели. Подобные изменения, по словам премьер-министра Владимира Путина, «отвечают нашей принципиальной логике и международной практике последних лет». Он подчеркнул, что «санкции должны быть соразмерны ущербу». Что включает в себя третий антимонопольный пакет Другие изменения Кодекса об административных правонарушениях направлены на дифференциацию ответственности компаний за нарушение антимонопольного законодательства — в том числе вводится фиксированный штраф в сумме до 1 млн руб. за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию. Сейчас действует система оборотных штрафов на нарушения такого рода. Также планируется установить, что цена, сформировавшаяся в ходе биржевых торгов, не может быть признана монопольно высокой. Предусмотрены и дополнительные гарантии лицам, против которых ведется производство по антимонопольным делам, в том числе установлен минимально необходимый период анализа товарного рынка (не менее года). Кроме того, ФАС предлагает вести реестр физических лиц, привлеченных к административной ответственности, чтобы исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением. Что РСПП просила поменять в антимонопольном законодательстве Владимир Путин на заседании президиума отметил, что с принятием третьего антимонопольного пакета «никакого произвольного расширительного толкования со стороны антимонопольных органов не допускается». «И лишних административных барьеров для бизнеса также не будет появляться»,— добавил он. В свою очередь, глава ФАС Игорь Артемьев заявил о том, что «все основные базовые определения в сфере антимонопольного регулирования станут более ясными и точными», но с оговоркой: «если федеральное собрание и президент одобрят этот законопроект». Коммерсантъ 29.06.2011 Не сговариваясь Вчера на заседании президиума правительства Владимир Путин убеждал в том, что предприниматели не пострадают после принятия третьего антимонопольного пакета. Президиум ему поверил и пакет одобрил. Теперь дело за парламентом и президентом. Напомним, что ранее глава ФАС Игорь Артемьев рассказывал о том, как сильно упростит этот пакет работу бизнеса и усилит ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства. Предприниматели же опасаются, что жизнь в очередной раз усложнится у них, а не у чиновников. Путин попытался успокоить бизнес. "Никаких лишних административных барьеров появляться не будет", - внушал премьер. А уголовное преследование будет грозить только за наиболее опасные для конкуренции деяния, то есть за картельные сговоры. По словам главы правительства, в третьем антимонопольном пакете вводятся четкие и ясные определения таких сговоров. "Санкции должны быть соразмерны ущербу", - предупредил он. Расклад вариантов с признанием цены монопольно высокой выглядит следующим образом. Если цена устанавливается в ходе биржевых торгов при соблюдении всех необходимых условий, то она не является монопольно высокой. Но если, к примеру, цена на нефтепродукты в ходе торгов поднимется намного выше мировой при отсутствии объективных причин, то ее могут квалифицировать как монопольно высокую. Что это за "объективные причины", руководитель кабмина уточнять не стал. Если цена на нефтепродукты поднимется намного выше мировой без объективных причин, то ее могут квалифицировать как монопольно высокую Сразу же после заседания Артемьев еще раз напомнил нефтяным компаниям о существовании своего ведомства, предупредив о необходимости снижения цен на нефтепродукты вслед за возможным падением мировой цены на нефть. Это удешевление может произойти после решения Международного энергетического агентства выпустить на рынок дополнительные запасы "черного золота". "Мы предупредили нефтяные компании о том, что если они не станут быстро переписывать ценники, когда цена пойдет вниз, то будут проводиться новые расследования", - предупредил он. О том, что слова ФАС не расходятся с делом, говорят примеры трех крупнейших российских нефтяных компаний - ЛУКОЙЛа, "Газпром нефти" и "Роснефти". Артемьев не исключил, что они будут наказаны штрафом в размере больше 1% их оборота за повышение цен на топливо до осени. По его словам, если эти компании вновь пойдут на нарушение антимонопольного законодательства, к их менеджерам будет применяться уже Уголовный кодекс. Впрочем, правительство успевает не только ужесточать систему, но и в определенной степени облегчать ее. Речь идет о работе по системе электронного взаимодействия ведомств, которую Путин поручил активизировать. От успеха этой деятельности в конечном счете зависит то, насколько эффективно будут предоставляться гражданам государственные и муниципальные услуги. "Поручаю минкомсвязи более активно, напрямую работать с федеральными ведомствами и регионами", - дал указание глава правительства. Он добавил, что необходимо обеспечить подключение различных информационных систем к общей интегрированной базе данных. Хотя премьер понимает, что оцифровка миллионов бумажных документов займет много времени. "Лучше сделать чуть попозже, но качественно", - отметил он. Всего же на информатизацию федеральных органов в 2011 году власти направят 80 миллиардов рублей. По словам Путина, есть немало случаев, когда за счет бюджета финансируются разработки информационных систем, а они потом "лежат мертвым грузом и годами никем не используются". В связи с этим глава правительства поручил минкомсвязи более жестко контролировать реализиацию ведомственных планов по информатизации, в том числе сформировать единые требования и стандарты информатизации органов госвласти. С 1 июля предполагалось, что ведомства начнут запрашивать справки друг у друга, а не у граждан. Однако этот срок был отодвинут на три месяца. Правда, по словам Игоря Щеголева, технических причин в этом нет. Зато есть сложности в законодательстве. "Техническая готовность полная и в плане создания системы межведомственного электронного документооборота, и по сопутствующим системам классификации и идентификации", - сказал глава минкомсвязи. Для упрощения оказания услуг необходимы изменения в административные регламенты. В разных регионах они находятся в разной степени готовности. Хотя, как заметил Щеголев, в регионах на информатизацию тратят ничуть не меньше, чем в федеральных ведомствах. "Теперь все расходы на информатизацию будут проходить через фильтр - специально созданную систему - это обязательное условие для ведомств", - заметил министр. Затем премьер-министр озаботился тем, как доходит господдержка в 5 миллиардов рублей до регионов, сохранивших поголовье скота. "36 процентов этих средств мы уже перечислили туда, где готова нормативная база, но некоторые регионы не подготовили документы для доведения средств", - рассказывал Путин. В числе таких субъектов он назвал Дагестан, Северную Осетию, Ростовскую, Мурманскую и Астраханскую области. "Мы постоянно с ними работаем по этой проблеме", - ответила премьеру глава министерства сельского хозяйства Елена Скрынник. "Доведите работу до конца, а то получается, что выделенные деньги зависли", - поручил Путин. Если сельское хозяйство не сумело вчера обрадовать премьера, то министерству промышленности и торговли это сделать удалось. Возглавляющий его Виктор Христенко заявил, что в настоящее время Россия по объему продаж автомобилей является третьим рынком в Европе. А к 2014 году она может занять и первое место. Христенко отметил высокую заинтересованность инвесторов в реализации соглашений, которые недавно были подписаны. "До конца года все процессы, связанные с программой утилизации и получения автомобилей, будут реализованы, и мы сумеем плавно войти в нормальный, естественный рост рынка", - пообещал министр. О дополнительных доходах российских регионов Владимиру Путину рассказал министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, в 2011 году они могут превысить 150 миллиардов рублей. Таким образом, дополнительные доходы субъектов позволят им осуществлять программы повышения зарплат работников бюджетной сферы. По словам Кудрина, в этом году повышение зарплат бюджетников в среднем по стране составило 6%, а в ряде регионов - 10-15%. Он напомнил, что с 1 сентября в рамках программы модернизации образовательной сферы запланировано повышение зарплат педагогическим работникам до среднего по региону уровня. Российская Бизнес Газета 29.06.2011
Правительство одобрило либерализацию защиты конкуренции
ФАС уложила в него внеконкурсную субаренду и право выемки документов ...
Предлагалось ограничить сферу применения оборотных штрафов, а также частично вывести госмонополии из-под действия антимонопольного законодательства...
Владимир Путин пообещал уголовную ответственность за картельные сговоры