на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Минфин опубликовал согласованный с Госдумой для принятия во втором чтении законопроект о создании консолидированных групп налогоплательщиков. Его вступление в силу позволит холдингам упростить уплату налога на прибыль и избежать новых правил контроля за т

Минфин опубликовал согласованный с Госдумой для принятия во втором чтении законопроект о создании консолидированных групп налогоплательщиков. Его вступление в силу позволит холдингам упростить уплату налога на прибыль и избежать новых правил контроля за трансфертным ценообразованием.

Минфин консолидировал прибыли
Готова новая редакция закона о налогообложении холдингов

При доработке проекта под давлением бизнеса Минфин согласился снизить один из критериев доступа компаний к механизму консолидации: требуемый для этого размер активов снижен втрое — с 1 трлн до 300 млн руб.

В первом чтении правительственный законопроект о внесении поправок в Налоговый кодекс в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков был принят еще в октябре 2010 года. Смысл новаций — группы компаний смогут суммировать свои финансовые результаты при определении налога на прибыль. По замыслу Минфина это сделает бессмысленным перемещение холдингами центров прибыли между регионами ради экономии на налогах. Самим холдингам это даст большую свободу в оперировании потоками и при этом избавит их от новых, более жестких, чем сейчас, правил контроля за трансфертными ценами.

Уже при внесении проектов было решено, что «консолидированный» и «трансфертный» законы будут приниматься в паре. Однако проект о контроле за ценами после первого чтения застрял в Госдуме — не без помощи крупного бизнеса, который вполне доволен нынешней ситуацией отсутствия реального контроля за «трансфертными» сделками. Движение проекту было придано только в мае, когда на совещании у Владимира Путина Минфин и РСПП согласовали новую редакцию «трансфертного» законопроекта: крупный бизнес смирился с ужесточением контроля, но выторговал у Минфина расширение переходного периода. Как писал “Ъ”, в 2012 году ФНС будет контролировать сделки взаимозависимых компаний годовым объемом более 3 млрд руб., в 2013 году — 2 млрд руб., а на изначально планировавшийся Минфином уровень в 1 млрд руб. этот показатель выйдет лишь в 2014 году.

После этих согласований Минфин принялся «подтягивать» ко второму чтению и законопроект о консолидированных налогоплательщиках — подготовленная ведомством новая редакция опубликована на сайте ведомства. В основных своих положениях проект изменился незначительно. Как и в редакции первого чтения, консолидация будет возможна, если доля участия основного общества в дочерних компаниях составляет не менее 90%. Прежними остались и два из трех финансовых условий для создания группы: сумма начислений федеральных налогов за год у консолидирующихся компаний должна превышать 15 млрд руб., суммарная выручка — 100 млрд руб. Третий показатель — совокупный размер активов по данным бухгалтерского учета при доработке проекта снижен с 1 трлн до 300 млн руб.

Это снижение произошло благодаря совместному давлению на Минфин депутатов и бизнеса. Предложение пересмотреть критерии доступа к механизму консолидации содержалось в заключении бюджетного комитета палаты к первому чтению проекта. Как пояснял “Ъ” заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой политике Андрей Тихоновский, бизнес предлагал снизить порог суммы налогов до 10 млрд руб., активов — до 300 млрд руб. Таким образом, требования бизнеса услышаны, но наполовину.

После первого чтения Минфин предполагал, что в результате введения новых правил в стране может быть создано порядка десяти консолидированных налогоплательщиков. Ожидается, что такие группы могли бы создать Российские железные дороги, ВТБ, «Норильский никель». По мнению экспертов, также в числе потенциальных участников процесса — «Русал», ТНК-ВР, «Газпром», ЛУКОЙЛ, НЛМК, «Роснефть» и Сбербанк.

Коммерсантъ 28.06.2011

28.06.2011