на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Налоговая служба выпустила указание, запрещающее налоговым органам на местах заключать какие-либо соглашения с налогоплательщиками. Это пресечет практику, установившуюся в России еще в 90-х годах, говорят эксперты.

Налоговая служба выпустила указание, запрещающее налоговым органам на местах заключать какие-либо соглашения с налогоплательщиками. Это пресечет практику, установившуюся в России еще в 90-х годах, говорят эксперты.

ФНС запретила себе договариваться с компаниями о суммах ежегодных сборов

Накануне появилось письмо ФНС №ЗН-4-1/8319 от 25 мая 2011 года. В документе дается ответ на вопрос, обязан ли налогоплательщик заключать какие-либо соглашения с фискальными органами.

«В обязанности налогоплательщика, определенные статьей 23 Налогового кодекса, не входит подписание каких-либо соглашений с налоговыми органами, обязующих обеспечить поступления в бюджет конкретных сумм налогов», — говорится в письме ФНС.

В связи с этим налоговая служба указывает, что заключение подобных соглашений противоречит НК. Поэтому со стороны налоговых органов такие действия недопустимы, считают в центральном аппарате ФНС.

Как следует из самого письма, его появление было вызвано практикой, появившейся в 2011 году. Так, управления ФНС по субъектам направляли письма налогоплательщикам-юрлицам о заключении соглашений-обязательств по платежам в федеральный бюджет (бланк документа, полученного одной региональной организацией, есть в распоряжении РБК daily). В соответствии с такими соглашениями налогоплательщик обязывался обеспечить поступления налогов в федеральный бюджет в сумме не менее, чем будет указано в таком соглашении.

На самом деле практика соглашений между налогоплательщиками и налоговыми органами не нова и уходит корнями еще в 90-е годы, когда инспекции, не выполнявшие план, просили о «переплате» за хорошее отношение, говорит ведущий консультант по праву консалтинговой компании «Финэкспертиза» Дмитрий Ширяев.

Сегодня, когда эта форма государственно-частного партнерства стала обретать материальные очертания, последовал вполне логичный «окрик» со стороны руководства ФНС. «Во-первых, сумма выплат по соглашению может оказаться меньше естественно складывающейся при соответствующей налоговой базе, — рассуждает налоговый эксперт. — Во-вторых, местные инициативы по документированию договоренностей вряд ли согласовывались с федеральным центром, что могло сильно задеть руководство центрального аппарата ведомства».

Юрист отмечает, что решение ФНС могло быть следствием опасений, связанных с коррупцией, так как эти соглашения ничем не регламентированы и зависят от заинтересованности подписывающих их лиц, одно из которых — чиновник. При этом такие соглашения изначально незаконны, уверен он.

ФНС де-факто подтвердила, что, в случае получения налогоплательщиком предложения от налоговых органов о заключении такого соглашения он может проигнорировать подобное предложение, говорит партнер «Линии права» Андрей Новаковский. Но и заключение любого такого соглашения не должно было повлиять на размер обязательств налогоплательщика по уплате налогов в бюджет, например, если фактический размер подлежащих уплате им налогов превысил бы сумму, указанную в соглашении.

РБКdaily 17.06.2011

17.06.2011
 





Ближайшие события


30.04.2024
– окончание периода проведения годовых (очередных) общих собраний участников ООО

02.05.2024 – предельный срок составления и опубликования на странице в сети Интернет Годовой консолидированной финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением по ней за 2023 год; – предельный срок опубликования на странице в сети Интернет Годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества вместе с аудиторским заключением по ней за 2023 год