Налоговая служба выпустила указание, запрещающее налоговым органам на местах заключать какие-либо соглашения с налогоплательщиками. Это пресечет практику, установившуюся в России еще в 90-х годах, говорят эксперты.
ФНС запретила себе договариваться с компаниями о суммах ежегодных сборов Накануне появилось письмо ФНС №ЗН-4-1/8319 от 25 мая 2011 года. В документе дается ответ на вопрос, обязан ли налогоплательщик заключать какие-либо соглашения с фискальными органами. «В обязанности налогоплательщика, определенные статьей 23 Налогового кодекса, не входит подписание каких-либо соглашений с налоговыми органами, обязующих обеспечить поступления в бюджет конкретных сумм налогов», — говорится в письме ФНС. В связи с этим налоговая служба указывает, что заключение подобных соглашений противоречит НК. Поэтому со стороны налоговых органов такие действия недопустимы, считают в центральном аппарате ФНС. Как следует из самого письма, его появление было вызвано практикой, появившейся в 2011 году. Так, управления ФНС по субъектам направляли письма налогоплательщикам-юрлицам о заключении соглашений-обязательств по платежам в федеральный бюджет (бланк документа, полученного одной региональной организацией, есть в распоряжении РБК daily). В соответствии с такими соглашениями налогоплательщик обязывался обеспечить поступления налогов в федеральный бюджет в сумме не менее, чем будет указано в таком соглашении. На самом деле практика соглашений между налогоплательщиками и налоговыми органами не нова и уходит корнями еще в 90-е годы, когда инспекции, не выполнявшие план, просили о «переплате» за хорошее отношение, говорит ведущий консультант по праву консалтинговой компании «Финэкспертиза» Дмитрий Ширяев. Сегодня, когда эта форма государственно-частного партнерства стала обретать материальные очертания, последовал вполне логичный «окрик» со стороны руководства ФНС. «Во-первых, сумма выплат по соглашению может оказаться меньше естественно складывающейся при соответствующей налоговой базе, — рассуждает налоговый эксперт. — Во-вторых, местные инициативы по документированию договоренностей вряд ли согласовывались с федеральным центром, что могло сильно задеть руководство центрального аппарата ведомства». Юрист отмечает, что решение ФНС могло быть следствием опасений, связанных с коррупцией, так как эти соглашения ничем не регламентированы и зависят от заинтересованности подписывающих их лиц, одно из которых — чиновник. При этом такие соглашения изначально незаконны, уверен он. ФНС де-факто подтвердила, что, в случае получения налогоплательщиком предложения от налоговых органов о заключении такого соглашения он может проигнорировать подобное предложение, говорит партнер «Линии права» Андрей Новаковский. Но и заключение любого такого соглашения не должно было повлиять на размер обязательств налогоплательщика по уплате налогов в бюджет, например, если фактический размер подлежащих уплате им налогов превысил бы сумму, указанную в соглашении. РБКdaily 17.06.2011