на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Депутаты хотят, чтобы авторы новых законопроектов в обязательном порядке описывали механизмы их правоприменения. Это должно помочь бороться с коррупцией, возникающей вследствие несовершенного законодательства. Предложение ударит по интересам ведомств, лоб

Депутаты хотят, чтобы авторы новых законопроектов в обязательном порядке описывали механизмы их правоприменения. Это должно помочь бороться с коррупцией, возникающей вследствие несовершенного законодательства. Предложение ударит по интересам ведомств, лоббирующих принятие новых законов, и вряд ли будет реализовано, считают юристы.

Законопроекты хотят проверять на последствия их принятия

«Госдума должна принять закон, запрещающий вносить в нее законопроекты без расшифровки механизмов их правоприменения», — рассказал РБК daily зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. По словам депутата-единоросса, сейчас многие нормативные акты принимаются «в тиши и кулуарах» при отсутствии открытости и прозрачности в ходе их подготовки. Некачественность законов вызывает их последующую коррупциогенность.

Общественная палата поддерживает предложение. «Было бы неплохо, если бы такая расшифровка стала обязательной, потому что на сегодня универсальной методики, определяющей коррупциогенность законов и законопроектов, нет», — отметил, отвечая на вопрос РБК daily на пресс-конференции в Госдуме, член Общественной палаты Анатолий Кучерена. Он разделяет тревогу депутатов, что не все законопроекты могут проходить общественную экспертизу на предмет коррупциогенности положений, которые в них содержатся.

«Это может сработать фантастически», — радуется адвокат Алексей Бинецкий. «Мы полностью разделяем этот подход, — вторит заслуженный юрист России, директор Центра мониторинга законодательства РСПП Ирина Котелевская. — Чем больше будет ясности с механизмом реализации закона при его принятии, тем более будут очевидны последствия его действия, потому что сегодня многие решения, закрепленные в законодательстве, плохо просчитаны и спрогнозированы. Не продумано, в каком формате они будут реализовываться».

Г-н Бинецкий убежден, что, кроме той коррупционной составляющей, на которую указывает г-н Гудков, есть и другая. «Когда закон пишется, он подвергается очень плотному лоббированию со стороны заинтересованных групп, как политических, так и экономических, поэтому прозрачность интересов тех, кто закладывает их в закон, отсутствует полностью», — говорит эксперт. Он подчеркивает, что предложение депутатов «выбивает стул из-под ведомств и ведомственных интересов» и дает возможность законодательному собранию прописать все механизмы и перепроверить их. Таким образом, министерствам останется только их исполнить, а не придумывать к федеральным законам свои подзаконные нормативные акты.

Однако он опасается, что такой закон может затруднить, усложнить и удлинить процедуру создания законопроектов. Юрист говорит, что шансы предложения на реализацию невелики: «Я в это совершенно не верю, поскольку пока нет закона о лоббизме, регламентирующего продвижение интересов в законотворчестве. Те же заинтересованные группы не допустят претворения этого предложения в жизнь».

РБКdaily 24.03.2011

24.03.2011