на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

В России может появиться новая организационно-правовая форма. Специализированное хозяйственное общество, которое предлагает создать Минэкономразвития, призвано обезопасить проектное имущество от посягательств третьих лиц. Кроме того, чиновники собираются

В России может появиться новая организационно-правовая форма. Специализированное хозяйственное общество, которое предлагает создать Минэкономразвития, призвано обезопасить проектное имущество от посягательств третьих лиц. Кроме того, чиновники собираются подлатать дыры законодательства в сфере защиты кредиторов, дающих деньги под масштабные проекты.

В России может появиться новая организационно-правовая форма

«Существующее в российском праве регулирование отношений в сфере проектного финансирования в настоящее время можно охарактеризовать как недостаточное и фрагментарное», — считают в Минэкономразвития. Из-за правовых пробелов инвесторы и кредиторы зачастую вынуждены обращаться к зарубежным нормам.

Такие аспекты, как защита денежного потока проекта, предоставление имущества проекта в обеспечение кредиторам по проекту, а также коллективная реализация прав кредиторов в существующем законодательстве, не учтены. Выпадают из правового поля и вопросы об обособлении имущества с помощью специализированного юрлица (проектная компания) и использовании будущего дохода для погашения долгов на стадии строительства.

Чтобы переломить ситуацию, министерство предлагает внести ряд изменений в Гражданский кодекс, законы «О залоге», «Об ипотеке» и другие документы, заполняя белые пятна. «Поскольку требования кредиторов по проекту удовлетворяются только за счет имущества проекта, необходимо устранить возможность предъявления к проектной компании требований со стороны лиц, не вовлеченных в проект», — предлагают в министерстве. Барьером должно стать создание специализированного хозяйственного общества (СОХ), в уставе которого будет предусмотрен исчерпывающий список сделок по реализации проекта.

Другим важным пунктом должно стать введение института залога будущего имущества и имущественных прав. Эксперты считают, что это позволит прагматичнее распределить риски по проекту. Кредиторов чиновники предлагают защитить от неисполнения обязательств возможностью замены проектной компании в ключевом договоре на более надежного контрагента. Дополнительную защиту может дать разрешение проектным компаниям использовать различные типы счетов для различных денежных потоков.

Партнер адвокатского бюро «Линия права», эксперт Центра ГЧП Юрий Туктаров, участвующий в разработке законопроекта, поясняет, что он проходит сейчас второй круг согласований в министерствах и научных учреждениях. «Предполагается, что до конца марта все ведомства напишут свои замечания, в апреле документ пойдет в правительство, а в Госдуму будет внесен в мае», — прогнозирует он.

«90% изменений имеют универсальный характер и могут применяться не только в проектном финансировании, но и в корпоративном, инфраструктурном, публичном», — говорит г-н Туктаров, добавляя, что речь идет о миллиардах долларов сэкономленных средств.

Законопроект содержит нововведения, согласно которым кредиторы смогут предоставлять заемные средства на развитие инфраструктуры, разработку природных ресурсов и другие цели на условиях повышенной защищенности их прав, отмечает директор департамента правового консультирования АКГ «Развитие бизнес-систем» Вадим Артемьев.

«К наиболее важным поправкам можно отнести введение нового типа юридического лица, так называемого специализированного общества, с ограниченным предметом деятельности и ограничениями в отношении реорганизации и ликвидации такого общества. Но проектом предусмотрены лишь некоторые механизмы, способные обеспечить комфорт банкам-кредиторам при финансировании инфраструктурных проектов», — говорит старший юрист практики инфраструктуры и ГЧП Magisters Илья Скрипников.

«Ожидается, что в рамках дальнейшего обсуждения и рассмотрения, в том числе в Госдуме, проект закона будет дополнен востребованными рынком положениями, включая легализацию прямых соглашений (direct agreements) для проектов ГЧП», — говорит г-н Скрипников. Однако он предупреждает, что принятие закона не даст немедленный старт реализации инфраструктурных проектов, ведь привлекательность проекта для банков является важным, но далеко не основным требованием.

РБКdaily 16.03.2011

16.03.2011