на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Министерство финансов устало ждать отмашки для создания мегарегулятора. Вчера на его сайте появился проект указа президента, которым упраздняется Федеральная служба по финансовым рынкам России. Ее место займет Федеральная финансовая служба, созданная с уч

Министерство финансов устало ждать отмашки для создания мегарегулятора. Вчера на его сайте появился проект указа президента, которым упраздняется Федеральная служба по финансовым рынкам России. Ее место займет Федеральная финансовая служба, созданная с участием Росстрахнадзора.

ФСФР Владимира Миловидова больше не нужна

За стратегию развития финансовых рынков будет отвечать Минфин, замруководителя которого Алексея Саватюгина прочат на место главы ФФС. Его ближайшими конкурентами называют главу ФССН Александра Коваля и директора департамента операций на финансовых рынках ЦБ Сергея Швецова.

Вчера на сайте Минфина появился проект указа президента России о создании на базе Росстрахнадзора Федеральной финансовой службы. В ее ведение планируется передать контроль и надзор за всеми финансовыми организациями, исключая банки и аудиторские компании. При этом предполагается, что курировать ФФС будет Министерство финансов. В правительстве не комментируют предложение по созданию ФФС. Пресс-секретарь российского премьер-министра Дмитрий Песков вчера сказал, что не в курсе содержания данного документа и не знает, откуда он появился на сайте Минфина.

В Минфине также пока предпочитают не распространяться о грядущем слиянии двух регуляторов. Как заявил вчера РБК daily замминистра финансов Алексей Саватюгин, которого называют одним из главных претендентов на пост главы объединенного мегарегулятора, пока с ним не обсуждались никакие кадровые вопросы. «Последнее предложение о работе я получал более шести лет назад», — уточнил г-н Саватюгин.

Телефон другого претендента на пост главы ФФС — руководителя ФССН Александра Коваля вчера весь день не отвечал, однако ранее он заявлял РБК daily, что «создать такую структуру будет непросто и понадобится для этого около года». В ФСФР вчера отказались ответить на вопрос, написал ли Владимир Миловидов прошение об отставке. Слухи о возможных кадровых переменах в ФСФР ходили на рынке уже достаточно давно. В финансовых кругах даже фигурировала дата, когда Владимир Миловидов будет отправлен в отставку, — 15 декабря. Ситуация подогревалась и сложными отношениями действующего руководства федеральной службы с Минфином. Апогеем «антидружбы» ведомства Владимира Миловидова и Минфина стало принятие Госдумой поправок в Налоговый кодекс об обложении налогом на имущество ЗПИФов недвижимости, которые были пролоббированы Министерством финансов. Даже личный визит в Минфин вернувшегося из поездки по Азиатско-Тихоокеанскому региону Владимира Миловидова не принес результатов. Он смог пообещать управляющим только то, что их пожелания будут учтены при последующих поправках в закон «Об инвестиционных фондах».

Дополнительным стимулом для участников рынка поговорить о грядущей смене руководства ФСФР также послужили заявления представителей Минфина. В частности, в конце ноября его глава Алексей Кудрин, выступая на финансовом форуме, сказал, что правительство рассматривает возможность объединения ФСФР и ФССН в единую службу (см. РБК daily от 25.11.10). Главы ФСФР и ФССН сообщили, что готовы объединиться, однако вопрос о том, кто же возглавит новое ведомство, так и остался открытым. Источник в финансовом блоке правительства сказал, что окончательное решение об объединении регуляторов может быть принято до конца года: идею должен обсудить Совет по финансовым рынкам. Однако другой высокопоставленный чиновник считает, что появление проекта указа о создании ФФС могло быть инициативой самого Минфина: «Если речь идет об отставке чиновника столь высокого ранга, как глава ФСФР, то вряд ли бы информация об этом появилась на сайте правительства. Но здесь выбран очень странный способ доведения информации до рынка. Более того, предлагается высказывать свое мнение по поводу проекта этого указа».

Свои варианты создания мегарегулятора может предложить и Банк России. Одним из кандидатов на пост главы ФФС называют директора департамента операций на финансовых рынках ЦБ Сергея Швецова.

С ликвидацией ФСФР и увольнением Владимира Миловидова может повториться история двухгодичной давности, когда он подал прошение об отставке, но его не утвердил премьер-министр Владимир Путин, попросивший главу ФСФР сперва разобраться с ситуацией на финансовом рынке, а уже потом думать об уходе.

РБКdaily 17.12.2010
 

Минфин спроектировал Владимира Миловидова

// Обнародован проект приказа об упразднении ФСФР

Межведомственный конфликт вокруг регулирования финансового рынка перешел в публичную плоскость: Минфин разместил на своем сайте проект указа президента об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и создании новой Федеральной финансовой службы, подведомственной министерству. Для снятия противостояния Алексея Кудрина и главы ФСФР Владимира Миловидова в вопросе о целесообразности создания мегарегулятора финансовых рынков потребуется одобрение Кремля, поскольку речь идет реформировании органов исполнительной власти, а в решении проблемы, кто возглавит новую структуру, понадобится вмешательство Белого дома.

Согласно проекту указа президента, опубликованному вчера на сайте Минфина, функции ФСФР по регулированию перейдут в Минфин, а надзор за финансовым рынком (за исключением банковской и аудиторской деятельности) будет закреплен за новой службой. "Мы пытались построить модель регулирования финансового рынка с учетом мировой практики. Та модель, которую мы предложили в проекте указа, ближе к идеальной, чем нынешняя",— сказал "Ъ" замминистра финансов Алексей Саватюгин. На вопрос "Ъ", обсуждался ли вопрос о том, кто возглавит новую службу, господин Саватюгин ответил: "Со мной это не обсуждали".

Минфин, по сути, в своем приказе возвращается к вопросу о создании в России мегарегулятора финансовых рынков, только в миниатюре. Впервые эта идея была высказана Олегом Вьюгиным на посту главы ФСФР в 2004 году. Но он предлагал объединить не только регулирование страхового и фондового рынков, но и банковский надзор. Однако эта идея не нашла поддержки у правительства.

В конце прошлого месяца министр финансов Кудрин сделал заявление о том, что Минфин прорабатывает вопрос об объединении ФСФР и Росстрахнадзора, а целесообразность такого решения будет рассмотрена на одном из ближайших заседаний совета по финансовому рынку при президенте РФ, который он возглавляет. Несколько дней спустя с поддержкой этой инициативы выступил помощник президента Аркадий Дворкович. Владимир Миловидов заявлял тогда, что изложенные предложения неоднозначны. Эксперты восприняли все это как попытку передела полномочий по регулированию финансового рынка.

Однако появление проекта указа Минфина в публичном формате свидетельствует не только о том, что межведомственная дискуссия о переделе полномочий переходит на другой уровень. Это провокационный выпад, свидетельствующий о личностном противостоянии чиновников, считают эксперты. Собеседники "Ъ" не смогли вспомнить случаев, когда какое-либо из ведомств выносило на публичное обсуждение проекты решений об упразднении структур, не находящихся в их подчинении. "Расцениваю появление этого проекта указа как шутку" — так прокомментировал "Ъ" документ председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. По его мнению, для Минфина задача регулирования фондового рынка будет вторичной, поскольку приоритет у министерства — бюджет. "Значит, фондовым рынком будет заниматься не министр финансов, а его заместитель. Это будет шагом назад в регулировании",— говорит он.

Было бы полезно построить финансовое регулирование по модели развитых стран, где финансовые регуляторы находятся в обособленном положении от органов исполнительной власти

— Олег Вьюгин, в 2004 году глава ФСФР, в интервью "Ъ"

Вопрос об изменении структуры органов исполнительной власти решает правительство, а соответствующий приказ подписывает президент. Однако если предлагаемые изменения будут приняты, открытым окажется вопрос о том, кто возглавит новую структуру. Владимир Миловидов, будучи главой ФСФР, принял ряд решений, испортивших его отношения с участниками рынка. Причем каждый раз, когда между регулятором и рынком возникали разногласия, участники рынка находили поддержку именно в Минфине. Так, негосударственные пенсионные фонды в конце 2008 года обратились к Владимиру Миловидову с просьбой разрешить им не переоценивать активы по рыночной стоимости, снизившейся в результате кризиса. ФСФР заняла жесткую позицию, однако Минфин, куда НПФ обратились впоследствии, разрешил использовать в оценке докризисные цены. Другим подобным решением стало аннулирование лицензии крупнейшему российскому регистратору "Центральный московский депозитарий". Регистратор также обратился за поддержкой в Минфин, после чего вопрос о правомерности решения ФСФР был вынесен на правительственный уровень. В вопросе, касающемся перспективы объединения российских бирж ММВБ и РТС, у двух регуляторов также противоположные позиции: сомнения в целесообразности этого объединения не раз высказывал замминистра финансов Алексей Саватюгин, тогда как Владимир Миловидов считает объединение бирж необходимым.

Слухи о возможной отставке Владимира Миловидова, циркулирующие последние несколько месяцев,— свидетельство сложившегося межведомственного противостояния. Очевидно, что в случае положительного решения о реорганизации системы регулирования финансовых рынков последует решение о том, кто займет кресло руководителя новой структуры. Его согласно регламенту должен принимать премьер-министр. Однако соответствующих решений, по данным "Ъ" на вчерашний вечер, принято еще не было.

Вчера до опубликования проекта указа президента Минфином глава ФСФР Владимир Миловидов заявил, что вопрос об объединении ФСФР и Росстрахнадзора с повестки дня заседания совета по финансовым рынкам 21 декабря был снят. После обнародования проекта указа президента Владимир Миловидов сообщил "Ъ", что вопрос об объединении двух служб еще не решен и требует обсуждения. Как сообщил "Ъ" Алексей Саватюгин, проект указа разослан во все заинтересованные ведомства — ФСФР, ФССН, Министерство экономического развития и Министерство юстиции. "Если все ведомства дадут положительный ответ, проект указа может быть отдан на подписание президенту уже до конца года",— сказал он. "Мы рассмотрим предложение Минфина и дадим свои рекомендации",— сообщил господин Миловидов.

Коммерсантъ 17.12.2010

17.12.2010