Правительство пытается остановить капитал, уходящий из страны по фиктивным внешнеторговым операциям: эти средства будут приравнены к доходам, полученным преступным путем. Так чиновники рассчитывают получить доступ к деньгам, осевшим в западных банках.
Не вернул — отмыл
Минфин опубликовал на своем сайте проект поправок в законодательство, серьезно ужесточающих валютный контроль при экспортно-импортных операциях. Эксперты считают их ответом чиновников на рост оттока капитала из страны.
Еще в августе ЦБ ожидал чистого притока капитала в IV квартале, но недавно изменил прогноз на отток в $7 млрд, а годовой прогноз оттока повысил с $8,7 млрд до $22 млрд. Правительство подозревает, что львиная доля капитала выводится через внешнеторговые операции, считает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». Две самые распространенные схемы — неполучение экспортной выручки или уже оплаченных импортных товаров, рассказывает президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов.
Рост сомнительных переводов за границу признал в информационном письме в сентябре и ЦБ: их целью может быть вывод денег и уклонение от налогов. Зарубежные активы российских компаний, по данным ЦБ, в III квартале выросли на $14,9 млрд ($24,8 млрд за первое полугодие), половина прироста приходится на неполученную экспортную выручку, непоставки оплаченного импорта и фиктивные финансовые сделки. Отметил тенденцию и Росфиннадзор: по его данным, в 2009 г. только по поддельным грузовым таможенным декларациям выведено 170 млрд руб., в 21 раз больше, чем в 2008 г., а за первое полугодие 2010 г. — 124 млрд руб. «Возможно, это возврат в 1990-е, когда создавались однодневки, закупавшие товары по баснословной цене и таким образом выводившие капитал», — рассуждает Тихомиров.
Минфин пытается усложнить использование таких схем. Сейчас банки сообщают Росфинмониторингу, что деньги по внешнеторговой операции не пришли и паспорт сделки не закрылся, говорит вице-президент по правовым вопросам Пробизнесбанка Сергей Летунов. Чтобы избежать валютного контроля, компании закрывают паспорт сделки под предлогом перехода в другой банк, рассказывал сотрудник Федеральной таможенной службы (ФТС). Поправки Минфина обяжут компании сначала объяснить банку причины и указать данные нового паспорта. А для борьбы с поддельными грузовыми декларациями (представляются в банк для подтверждения поставки товара) Минфин хочет ввести систему электронного подтверждения таможней вывоза или ввоза товара. Обязательное электронное декларирование могло бы снять «криминальное напряжение» во внешнеэкономической деятельности, говорил в октябре руководитель ФТС Андрей Бельянинов.
Наконец, поправки ужесточают санкции за неполучение выручки из-за границы. Минфин предлагает приравнять эти операции к легализации доходов, полученных преступным путем, и дополнить список операций, подлежащих обязательному контролю Росфинмониторингом, двумя новыми.
Это несвоевременное получение денег за вывезенные товары и несвоевременный возврат оплаты за купленные, но не поставленные товары. Контролироваться будут операции на сумму от 6 млн руб.
Уголовный кодекс уже предусматривает наказание за невозврат выручки (свыше 30 млн руб., статья 193) — лишение свободы на срок до трех лет. Но эта статья почти не применяется, эффективность ее крайне низка, объясняет Игорь Шиков из «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»: обычно российская компания — однодневка, а деньги остаются за границей. Рассчитывать на помощь зарубежных регуляторов российские власти тоже не могут — для них невозврат выручки не преступление, продолжает он.
С помощью поправок Минфин пытается «дотянуться до выведенных за границу денег», считает Шиков: любые операции или сделки с этими деньгами будут расцениваться как отмывание и преследоваться в уголовном порядке, в том числе за границей. Например, средства, полученные преступным путем, могут быть арестованы и на них может быть обращено взыскание. Росфинмониторинг может обратиться к регулятору и налоговым службам другой страны, представить им доказательства и уже они будут взаимодействовать с банком, где открыты счета компании, заподозренной в легализации, говорит партнер KPMG Борис Львов.
Одного обвинения в легализации может оказаться достаточно, чтобы банк отказался от сотрудничества с клиентом, сказал Парфенов. Ни один нормальный банк не захочет потворствовать отмыванию, подтверждает топ-менеджер европейского банка, а потому при обращении из России скорее всего приостановит операцию и вступит в переписку. Однако, если со временем банк не получит четкого обоснования, причем в рамках антиотмывочного законодательства для своей юрисдикции, он запрет снимет. В некоторых странах, например в Швейцарии, банки действуют жестче, продолжает он: операция будет приостановлена только после решения местного суда, а переписка будет вестись лишь через местного регулятора.
Требования законодательства по борьбе с нелегальным вывозом капитала должны быть строгими и любые адекватные меры, способные сделать систему контроля более совершенной, будут поддержаны правительством, обещает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Шиков опасается, что поправки могут усилить административное давление на бизнес: выручка может не поступить по экономическим причинам, а компании будут обвиняться в легализации преступных доходов. Государство пытается удержать капитал ужесточением контроля, а не экономическими мерами, резюмирует Парфенов.
Ведомости 22.11.2010