на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Проект Разъяснений Верховного суда от 13.04.2020 г. по вопросам применения законодательных изменений и иных мер по противодействию распространению COVID-19.Част 2 вопрсы с 4-6.

4.              Возможно ли приостановление производства по делу в связи с принимаемыми мерами по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции?

Невозможность рассмотрения дела в связи с мерами по предотвращению распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) может служить основанием для приостановления производства по делу (часть 4 статьи 1, абзац второй статьи 216 ГПК РФ), а сложность рассмотрения дела в таких условиях – основанием для продления срока рассмотрения дела председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава (часть 6 статьи 154 ГПК РФ).

При этом вопрос о необходимости отложения разбирательства дела (статья 169 ГПК РФ) либо о приостановлении производства по делу (статья 216 ГПК РФ) должен решаться судом, в производстве которого находится гражданское дело, самостоятельно применительно к каждому конкретному случаю принимая во внимание необходимость соблюдения разумного срока судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ) и сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции (статьи 154, 327.2, 379.4, 390.8 ГПК РФ).

 

5.              Каковы правовые последствия того, что последний день процессуального срока приходится на день, объявленный нерабочим Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239?

Согласно части 3 статьи 107 ГПК РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, если иное не установлено настоящим Кодексом. Исходя из части 2 статьи 108 ГПК РФ в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Вместе с тем данные процессуальные правила не рассчитаны на применение в условиях режима повышенной готовности при объявлении нерабочими днями длительного периода времени.

Кроме того, установление Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля 2020 г. в связи с введением режима повышенной готовности основанием для прекращения деятельности судов не является и не препятствует рассмотрению дел и совершению отдельных процессуальных действий в этот период с соблюдением всех мер, установленных главами субъектов Российской Федерации и направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции и при условии обеспечения права граждан на жизнь, здоровье и безопасность. Данный вывод следует из постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 808 и от 8 апреля 2020 г. № 821.

Таким образом, объявленные Указами Президента Российской Федерации нерабочие дни не могут быть отнесены к нерабочим дням в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, под которым традиционно понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, определенные статьями 111, 112Трудового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, установление нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день не является.

Невозможность рассмотрения дела и совершения отдельных процессуальных действий в указанный период в связи с мерами по предотвращению распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) может служить основанием для восстановления пропущенного процессуального срока по причинам, признанным судом уважительными, (статья 112 ГПК РФ), отложения разбирательства дела (статья 169 ГПК РФ) или приостановления производства по делу (часть 4 статьи 1, абзац второй статьи 216 ГПК РФ), а также для продления срока рассмотрения дела председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава (часть 6 статьи 154 ГПК РФ).

Изложенные выше разъяснения о порядке исчисления процессуальных сроков, если их окончание выпадает на даты, которые в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239 объявлены нерабочими днями, распространяются также на сроки обжалования судебных постановлений, сроки вступления их в законную силу и сроки совершения действий в рамках исполнительного производства.

 

6.              Являются ли ограничительные меры, введенные в субъектах Российской Федерации, и (или) соблюдение гражданином режима самоизоляции основанием для восстановления процессуальных сроков?

Право на судебную защиту лиц, участвующих в деле, лишенных в силу обстоятельств непреодолимой силы возможности совершить необходимое процессуальное действие в установленные законом сроки, обеспечивается посредством механизма восстановления процессуальных сроков (статья 112 ГПК РФ).

Согласно части 1 названной статьи лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В соответствии с частью 6 статьи 112 пропущенные процессуальные сроки подачи кассационных или надзорных жалоб, представлений могут быть восстановлены только в исключительных случаях, если суд признает уважительными причины их пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной или надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое), и эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", к уважительным причинам пропуска процессуального срока относятся как обстоятельства, связанные с личностью заинтересованного лица (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), так и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать свое право в установленный законом срок.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019 г.) также обращено внимание на то, что в качестве уважительных причин пропуска срока подачи кассационной жалобы могут быть признаны не только обстоятельства, относящиеся к личности заявителя, но и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать право на обжалование судебного постановления в установленный законом срок, включая разумный срок для ознакомления с судебным актом и для подготовки документа лицом, которому судебный акт был направлен по почте.

Таким образом, принимаемые меры по противодействию коронавирусной инфекции, включая введение режима самоизоляции граждан и изменения в работе всех органов и организаций, послужившие объективным препятствием для реализации процессуальных прав участвующих в деле лиц, следует рассматривать в качестве уважительной причины пропуска процессуальных сроков и основания для их восстановления.

17.04.2020
 





Ближайшие события


03.12.2024
– День юриста

20.12.2024 – День рождения «РКЦ» – нам 23 года!