на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Центральный банк переходит к простым числам. Дробные акции будут упразднены


Центральный банк переходит к простым числам. 
Дробные акции будут упразднены
 
ЦБ хочет отказаться от использования дробных акций, которые были легализованы 15 лет назад, чтобы исключить возможность выдавливания из компаний миноритариев. Учет таких бумаг технически сложен и сопряжен с большими расходами. Чтобы отказаться от них, но не допустить возобновления проблем, регулятор планирует законодательно исключить возможность появления дробных акций в принципе. Но их ликвидация может обойтись дороже, чем совокупная стоимость.
ЦБ разрабатывает план отказа от использования дробных акций, сообщил на конференции по корпоративному управлению НРК экономический советник департамента допуска на финансовый рынок Банка России Павел Филимошин. По его словам, проблема учета таких бумаг расширяется: новые дробления приводят к усложнению учета, и инфраструктурные компании вынуждены постоянно нести значительные расходы на модернизацию информационных систем. Растет и число обществ, использующих дробные акции. Сейчас, по оценкам ЦБ, в России около 100 таких компаний, крупнейшие — "Интер РАО", "Соллерс", банк "Возрождение", "Распадская", "Ленэнерго", "Фармсинтез".
Законный статус дробные акции получили в августе 2001 года, чтобы решить проблему выдавливания из компаний миноритариев в рамках консолидации акций основным акционером. До этого в законодательстве не существовало понятия "дробная акция" и мажоритарий с 75% акций мог принять решение о консолидации, при котором они превращались, например, в одну акцию, а оставшиеся 25% становились нецелыми долями. По закону, в этом случае общество должно было просто выкупить на себя все, что не дотягивало до целой акции. Стоимость бумаг определялась оценщиком и часто не соответствовала рыночной. "Это был способ получения полного контроля над предприятием. Даже если миноритарии не хотели продавать пакеты, в итоге такой консолидации они лишались собственности", - поясняет глава НРК Вадим Протасенко. Так, например, консолидировали структуры ЮКОСа после распродажи: в марте 2001 года 889,449 тыс. акций "Юганскнефтегаза" конвертировали в одну. Все акционеры, чьи пакеты включали меньшее число акций, автоматически стали владельцами дробных долей, подлежавших принудительному выкупу.
Легализация обращения дробных акций сделала такие консолидации бессмысленными. У инфраструктурных же компаний появилась обязанность их учитывать. "Некоторые базы данных не имеют той размерности, которая появляется в результате преобразований в дробь,— говорит управляющий директор по работе с корпоративной информацией НРД Сергей Берневега.— Нужно постоянно модернизировать программное обеспечение". Господин Протасенко отмечает, что общая номинальная стоимость дробных акций всех российских компаний ничтожна, но их учет необоснованно перегружает систему. Возникают проблемы в международных расчетах — инфраструктуры многих стран не рассчитаны на учет в простых дробях. Нельзя продать их и на Московской бирже, она реализует торговлю только целыми лотами.
Решить проблемы с дробями ЦБ намерен, исключив саму возможность их появления. Для публичных компаний предлагается ввести запрет на консолидацию акций, для непубличных — увеличить количество голосов, необходимых для базового решения о консолидации (обсуждается вариант 75% или 95%). При реализации же преимущественного права, когда также возможно возникновение дробных акций, предлагается использовать округление в меньшую сторону.
По дробным акциям, которые уже есть, предлагается выравнять их номиналы с целыми акциями. Для этого нужно провести процедуру дробления целых акций до номинальной стоимости в одну копейку, а все оставшиеся дробные акции, у которых номинал окажется меньше копейки, выкупать с выплатой справедливой компенсации и со сложением таких дробных частей на казначейском счете. "В итоге на казначейском счете окажется всего одна дробная акция. Ее можно будет погасить без предоставления кредиторам права требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств",— пояснил господин Филимошин. Гендиректор регистратора Р.О.С.Т. Людмила Миронова отмечает, что крупным эмитентам, большое количество акционеров которых владеют дробными акциями, на такие обязательные выплаты придется сильно потратиться, причем стоимость трансакционных (почтовых и других) расходов может значительно превысить стоимость самих акций. По оценкам участников рынка, это десятки миллионов рублей.

Мария Сарычева
http://www.kommersant.ru/
Газета "Коммерсантъ" №225 от 05.12.2016, стр. 8

 

05-12-2016