на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Анализ проекта нового «Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» (проект разработан Банком России)

Анализ проекта нового «Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» (проект разработан Банком России)
 
На официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/ появился очередной проект «Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров». Ранее Банк России уже обращался к вопросу разработки нового документа, заменяющего ныне действующий приказ ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н, утвердивший «Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров». Именно этим Положением мы сейчас все и вынуждены руководствоваться, хотя его содержание уже не во всем согласуется с действующими нормами Федерального закона «Об акционерных обществах». Для устранения таких нестыковок, а также для урегулирования иных проблемных вопросов, возникающих в связи с внесением в последние годы в Федеральный закон «Об акционерных обществах» целого ряда существенных изменений в части созыва и проведения собраний акционеров, и продолжена работа по разработке нового документа Банка России.
За основу структуры нового Положения Банком России взята структура Положения, утвержденного еще постановлением Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) 31.05.2002 № 17/пс, т.е. в нем предусматривается 5 разделов, а не 4, как сейчас в Положении, утвержденном приказом ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н. Отдельным разделом вновь выделены нормы, регламентирующие документы общего собрания акционеров.
Проект нового Положения, к сожалению, не содержит ответов на ряд злободневных вопросов.  Например, он не содержит расшифровки понятия «принимающих участие в голосовании» на общем собрании, а именно такой термин с 1 января 2017 года будет использован при определении принятия собранием решения по сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность (см. ст. 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» в редакции Федерального закона Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ, действующей с 01.01.2017). Пока остается только гадать, кто за этим понятием скрывается. Возможно, принимающие участие в голосовании – это только акционеры, чьи голоса счетная комиссия засчитала как отданные за один из вариантов голосования (ЗА, ПРОТИВ, ВОЗДЕРЖАЛСЯ). А возможно, и те акционеры, которые варианты голосования в своих бюллетенях выделили, но забыли бюллетень подписать, и, соответственно, в итоге их голоса при принятии решения не подсчитывались.
Еще один вопрос, который остался неразрешенным: обязательно ли составлять протокол об итогах голосования на общем собрании акционеров в ситуации, когда в обществе нет обязанности избирать счетную комиссию и ее функции выполняет лицо, определенное решением собрания (не регистратор)? У нашей компании имеется два письма от регулятора, в которых содержится по данному поводу два противоположных мнения. В проекте нового Положения Банка России также не дается на него прямого ответа, но, на что следует обратить особое внимание, и не говорится, кто должен подписывать протокол об итогах голосования в такой ситуации. Отсюда, при большом желании, можно сделать вывод, что указанный протокол в этом случае не составляется. Только не приведет ли его отсутствие к наложению на общество многотысячного штрафа по решению того же Банка России, который просто, как окажется, «забыл» включить в свой документ соответствующие разъяснения по подписанию?
Много внимания в проекте нового Положения уделено взаимоотношениям общества, регистратора и номинального держателя, за которым находятся акционеры, желающие направить в общество предложения по формированию повестки дня годового собрания акционеров, выдвинуть кандидатов в органы общества или потребовать созыва внеочередного собрания. Эта тема актуальна, т.к. соответствующие изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» появились недавно и еще не успели обрасти достойной практикой. В проекте Положения, правда, тоже остается несколько вопросов.
Например: кто и в каком порядке должен определять долю голосующих акций, принадлежащих находящемуся за номинальным держателем акционеру, требующему проведения внеочередного общего собрания. Такая доля определяется на дату предъявления (представления) указанного требования, но к самому требованию согласно проекту Положения должна прилагаться выписка со счета депо, подтверждающая количество принадлежащих акционеру акций на дату не ранее 7 рабочих дней до даты направления требования. Номинальный держатель тоже указывает в пересылаемом сообщении количество акций, принадлежащих акционеру-его клиенту, но уже на дату направления требования. Таким образом, на дату предъявления (представления) требования о внеочередном общем собрании информации о количестве (доле) акций обществу не поступит. Означает ли это, что общество обязано запросить информацию у регистратора, а тот – у номинального держателя? Если именно так, то можно с большой уверенностью сказать, что ответ придет уже после истечения всех сроков, отведенных законом на принятие обществом решения по данному требованию акционера.
В проекте нового Положения, как и в ныне действующем приказе ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н, опять присутствует загадочная фраза о засвидетельствовании копии доверенности на представителя акционера в «установленном порядке». При этом нигде не оговаривается, кто и где этот порядок устанавливает. Достаточно ли будет засвидетельствовать верность копии доверенности на представителя акционера, предъявившего требование о проведении внеочередного общего собрания акционеров, самим представителем? Если этим представителем является физическое лицо, необходимо ли прошивать многостраничную копию доверенности и заверять ее подписью физического лица на прошивке? Или, раз нигде требований к порядку засвидетельствования нет, то можно представлять простую ксерокопию доверенности, и общество обязано будет ее принять? Эта недосказанность порождает условия для злоупотреблений и противоправных действий в отношении общества и его акционеров.
В проекте Положения Банка России появляется оговорка, что в случае, если по условиям залога право голоса по заложенным акциям переходит залогодержателю, то в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, включаются залогодержатели этих акций за исключением ситуации, когда залогодержателем является само общество (эмитент акций). Но при этом далее в проекте не поясняется, что же в итоге делать с акциями, залогодержателем по которым является наделенное правом голоса общество: включать в список залогодателя или вообще не включать такие акции в список и, соответственно, уменьшать базу для расчета кворума?
Еще один момент, связанный с залогом акций, также не нашел своего отражения в проекте нового Положения. Не описано, как поступать в ситуации, когда в период после даты фиксации лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и до даты самого собрания меняется залогодержатель, наделенный по условиям залога акций правом голоса по ним: может ли предыдущий залогодержатель, включенный в этот список, выдать новому залогодержателю доверенность на голосование? 
В проекте Положения остается норма, согласно которой общество обязано предоставить акционеру, запросившему копии материалов, подлежащих предоставлению лицам, имеющим право на участие в собрании, эти копии даже в случае, если соответствующее требование поступило в общество до начала течения срока, когда такие материалы должны быть доступны указанным лицам. Данная норма, призванная защитить права акционеров, может привести к значительному нарушению баланса интересов в системе «общество – акционер» в ситуации, когда акционер направил в общество требование о предоставлении копий материалов, указав в нем о своем желании получить копии материалов к собраниям, которые пройдут в последующие 10 лет после получения этого требования. На сегодняшний день в такой ситуации получается, что общество должно данное требование удовлетворять каждый раз перед собранием без получения от акционера иных требований. Т.е. обществу надо помнить об этом требовании акционера на протяжении последующих 10 лет. А сам акционер при этом об этом требовании может благополучно забыть…
В проекте нового Положения – в п. 4.24 – присутствует норма, согласно которой кворум собрания (кворум по отдельным вопросам) определяется с учетом событий (действий), наступивших (совершенных) после даты, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании, и до даты проведения общего собрания. Исходя из различной трактовки словосочетания «до даты» представляется целесообразным, чтобы формулировка этой нормы четко определяла, включается ли дата (день) самого собрания в этот период или нет.
В п. 5.8 проекта Положения допущена опечатка: дана ссылка на пункт 4.23, а должна была быть ссылка на п. 4.24, в котором идет речь о расчете кворума.
В этом же пункте – п. 5.8 – не учтены уже внесенные, но вступающие в силу с 1 января 2017 года изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» по принятию решения по сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность: с 1 января 2017 года, расчет должен производиться исходя из «принявших участие в голосовании», а не «принявших участие в общем собрании». Учитывая, что до 1 января 2017 г. остается совсем немного времени, имело бы смысл в новом Положении эти требования закона уже учесть. Как учесть и иные (также вступающие в силу с 1 января 2017 года) требования к особому подсчету голосов при принятии решения по крупным сделкам, которые одновременно являются сделками, в совершении которых имеется заинтересованность. Напомним, что с 1 января 2017 года если крупная сделка, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 % балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, решение о согласии на совершение крупной сделки будет считаться принятым, если за него отдано большинство в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании, и большинство голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
 
Будем надеяться, что все недоработки по новому Положению будут устранены до момента его утверждения Банком России.

28-11-2016