на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Регуляторы согласовали позиции по дистанционному открытию счетов банковским клиентам

Банковских клиентов узнают издалека

 

Регуляторы, наконец, согласовали позиции по дистанционному открытию счетов банковским клиентам. Это будет проще и быстрее для клиентов и дешевле для банков. Впрочем, насколько — учитывая принципиально жесткий подход российских властей к идентификации и активную борьбу со схемами обналичивания и вывода капитала,— покажет лишь практика. Поправки могут быть приняты уже в весеннюю сессию.

О том, что Росфинмониторинг, Минфин, ФНС и Банк России согласовали позиции и поддерживают законопроект, упрощающий порядок открытия счетов в банках, в том числе при регистрации юрлиц и предпринимателей, вчера на конференции "Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований российского законодательства по ПОД/ФТ" сообщил зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин. "Вот-вот пройдет первое чтение этого законопроекта, и надеемся, что до конца весенней сессии он будет принят",— заявил он. Идея открытия дистанционного счета для компаний и предпринимателей обсуждается с 2014 года, соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в конце марта, но до последнего момента эта идея не находила взаимопонимания у регуляторов.

Смысл — в удаленной идентификации клиентов банков и удаленном же открытии ими счетов. Законопроектом с поправками к банковскому и "антиотмывочному" законодательству предлагается закрепить возможность использовать при проведении идентификации клиента сведения, полученные от него в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной квалифицированной подписью. Также поправки предоставляют возможность открывать счета ИП и юрлицам при наличии сведений об их постановке на учет в налоговом органе, полученных из ЕГРИПа, ЕГРЮЛа и государственного реестра аккредитованных филиалов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Кроме того, законопроект предусматривает возможность открытия банковского счета юрлицу без личного присутствия его представителя. Но только в том случае, если руководитель компании уже обсуживается в этом банке как физлицо, не имеющее претензий по антиотмывочному законодательству, предоставлению недостоверных сведений и пр. Аналогичные фильтры предполагается применить и при описанных в поправках первых двух вариантах дистанционного открытия счетов.

"Это революция в банковском деле и деле идентификации юрлиц",— констатировал статс-секретарь, заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный. Банкиры подтверждают: процедура открытия клиентских счетов действительно существенно упростится. "Сейчас для открытия счетов требуется большой комплект документов от юрлиц, его надо проверять. Обычно требуется три дня, чтобы проверить и принять решение по счету,— говорит заместитель руководителя службы финансового мониторинга клиентских операций ВТБ 24 Алексей Тимошкин.— Новый подход существенно упростит работу с малым бизнесом и юрлицами". "Электронное открытие счета в разы экономит время и затраты на открытие счета",— говорит вице-президент Сбербанка Андрей Шаров. Кроме того, дистанционное обслуживание поможет высвободить персонал банка от работы по открытию счетов и переориентировать его на оказание других услуг, добавляет он.

Описанный в поправках подход практикуется в других странах. "По международному опыту можно отметить, что за границей это очень распространено,— говорит советник юридической компании Herbert Smith Freehills Станислав Григорьев.— В США многие банки открывают счета дистанционно резидентам. Это, в частности, снижает затраты на содержание физических офисов банков, причем существенно". Впрочем, нашлись и скептики. Так, партнер банковской и финансовой практики Goltsblat BLP Олег Хохлов призывает не переоценивать важность нововведения. "В банк для проверки будет передаваться тот же пакет информации, только не физически, а по электронной почте или через сайт. По сути, меняется способ коммуникации с банком, но контроль за клиентом сохраняется",— говорит он. К тому же авторизация будет происходить с помощью электронной подписи, но практически ее мало кто имеет в России, указывает господин Хохлов.

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2974109

 

 

27.04.2016