на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) создаст собственную кэптивную лизинговую компанию на основе "Гознак-лизинга", который предполагается получить от Росимущества.

Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) создаст собственную кэптивную лизинговую компанию на основе "Гознак-лизинга", который предполагается получить от Росимущества. "Гознак-лизинг" уже работает на рынке лизинга судов, сотрудничая в основном с верфями ОСК. Впрочем, сейчас сегмент судового лизинга в РФ развит очень слабо, на него приходится всего 2% от общего портфеля лизинговых компаний. По мнению экспертов, резкого роста спроса со стороны судовладельцев в ближайшее время не предвидится.

Вчера на regulation.gov.ru Минпромторг опубликовал проект указа президента, который предусматривает передачу от Росимущества ОСК пакетов акций 17 компаний. В основном речь идет о верфях и конструкторских бюро, где ОСК уже владеет контрольным пакетом. Например, корпорации будет передано 18,2% "Адмиралтейских верфей", 16,7% "Звездочки", 48,5% "Севмаша" и т. д. Эта передача пакетов - техническая. В пояснительной записке Минпромторга говорится, что изначально ОСК получила от государства 100% минус одну акцию в этих активах, но затем предприятия получали господдержку из бюджета в обмен на акции, и доля государства в их уставном капитале выросла. Теперь ОСК получит пакеты назад через допэмиссию. После подписания указа ОСК должна получить доли в течение 18 месяцев, до этого они будут у нее в доверительном управлении.

Но помимо акций верфей и КБ ОСК получит и 100% минус одну акцию лизингового ЗАО "Гознак-лизинг". В пояснительной записке отмечается, что в госпрограмме "Развитие судостроения до 2030 года" лизингу "отводится значительная роль в процессе восстановления и развития судостроительных компаний", в том числе входящих в ОСК. Поэтому в Минпромторге считают целесообразным для этого "использовать уже существующую лизинговую компанию". В августе глава ОСК Алексей Рахманов говорил, что корпорация предлагает создать кэптивную лизинговую компанию в своей структуре, которая позволила бы "решить проблему строительства судов и предоставления относительно недорогого финансирования для судовладельцев".

В ОСК вчера сообщили "Ъ", что передача "Гознак-лизинга" позволит "создать кэптивную лизинговую компанию, которая обеспечит привлечение новых заказов". "Компания получит первое финансирование уже в 2016 году",- добавили в ОСК, не раскрыв объемы. Летом господин Рахманов говорил, что в 2008-2011 годах корпорация "получила 6,4 млрд руб. в уставный капитал, отдала под 2/3 ставки рефинансирования лизинговым компаниям", это в итоге позволило построить 29 судов на 10 млрд руб. "Мы посчитали, что если увеличить вложения до 33 млрд руб., то мы можем на 140 млрд руб. построить судов",- сказал тогда глава ОСК.

"Гознак-лизинг" создан в 2002 году как структура Гознака, но в 2006 году 100% акций были переданы Росимуществу. Сейчас компания занимается в основном лизингом судов и сотрудничает с ОСК. По данным "Эксперт РА", "Гознак-лизинг" по итогам первого полугодия занимает 30-е место в рейтинге лизинговых компаний РФ по объему портфеля: он составлял 4,8 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 2 млрд руб. Из презентации "Гознак-лизинга" следует, что по итогам 2014 года в его портфеле было 17 судов (включая понтоны), большая часть из которых построена ОСК, в том числе на астраханском заводе "Лотос". В 2015 году "Лотос" спустил на воду два танкера проекта RST25, заказчиком которых был "Гознак-лизинг", а лизингополучателем - Московское речное пароходство. Во вторник завод "Красное Сормово" (входит в ОСК), "Гознак-лизинг" и "Волготранс" подписали контракты на поставку двух танкеров-химовозов проекта RST27 в 2017 году.

Пока лизинг судов в России развит очень слабо. По оценкам "Эксперт РА", доля судов в общем объеме лизинга по итогам первого полугодия составляла лишь 2,3%. В этом году сегмент резко сократился, его доля в общей стоимости имущества по новым лизинговым договорам в РФ упала в январе--июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 81%, до 0,4% (в целом объем новых контрактов упал почти на 30%). Но глава "InfoLine-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что создание собственной лизинговой компании может стать "эффективным инструментом выхода ОСК на внутренний рынок судов для речного и рыболовецкого флота", но придется обеспечить более привлекательные финансовые условия кэптивной структуры, чем у крупнейших лизинговых госкомпаний. Как отмечает эксперт, в 2015-2016 годах развитие сегмента лизинга в судостроении "не потребует значительных финансовых ресурсов" (не превысит 2-3 млрд руб.), поскольку спрос со стороны российских судовладельцев в гражданском сегменте остается низким.
Гзета Коммерсант.

30.10.2015