на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

ФНС России предлагаются основания, условия и способы проведения налоговыми органами мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ

ФНС России предлагаются основания, условия и способы проведения налоговыми органами мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ
В соответствии с проектом основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является наличие информации о несоответствии содержащихся в ЕГРЮЛ сведений документально подтвержденным сведениям, полученным налоговым органом после государственной регистрации, в том числе при поступлении через официальный сайт регистрирующего органа в сети Интернет заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, с указанием обстоятельств, на которых основано такое заявление, и подтверждающих эти обстоятельства доказательств.
Основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются налоговым органом, в который представлены документы при государственной регистрации, до вынесения решения по результатам рассмотрения таких документов.
Результаты проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, учитываются при принятии уполномоченным налоговым органом решения по документам, представленным для государственной регистрации.
Проектом предусматривается вступление в силу с 1 января 2016 года
Основания, условия и способы
проведения мероприятий, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и порядок использования результатов этих мероприятий

 Настоящие Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон) мероприятий и порядок использования результатов этих мероприятий (далее – Основания и Порядок) применяются при осуществлении проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), которые проводятся налоговыми органами при осуществлении государственной регистрации юридических лиц (далее – государственная регистрация).

 

I. Основания для проведения мероприятий

по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в

Единый государственный реестр юридических лиц

 

1. Основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются следующие случаи:

1) получение возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ (далее – Возражение) с указанием конкретных обстоятельств, на которых основано Возражение, и подтверждающих эти обстоятельства доказательств;

2) несоответствие сведений, содержащихся в представленных в налоговый орган, уполномоченный на принятие решения о государственной регистрации, документах, документально подтвержденным сведениям, имеющимся у налоговых органов;

3) адрес юридического лица, в отношении которого представлены документы при государственной регистрации:

а) согласно сведениям ЕГРЮЛ является адресом значительного числа юридических лиц;

б) в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

в) заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом;

г) является адресом, по которому имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает использовать адрес данного объекта недвижимости при регистрации юридических лиц;

4) представление документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об участнике общества с ограниченной ответственностью либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо совершало административные правонарушения в виде непредставления, представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган;

5) представлены документы при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц), в случаях если:

а) со дня государственной регистрации при создании такого юридического лица истекло менее одного года;

б) в реорганизации участвуют более двух юридических лиц;

в) в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является наличие информации о несоответствии содержащихся в ЕГРЮЛ сведений документально подтвержденным сведениям, полученным налоговым органом после государственной регистрации, в том числе при поступлении через официальный сайт регистрирующего органа в сети Интернет заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее – Заявление о недостоверности), с указанием обстоятельств, на которых основано такое заявление, и подтверждающих эти обстоятельства доказательств.

3. Указанные в пунктах 1 и 2 настоящих Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона, в случаях если:

1) при выявлении оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлены основания для отказа в государственной регистрации;

2) Возражение представлено (направлено) с нарушением порядка его представления (направления), предусмотренного Федеральным законом, либо не по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

3) в Возражении или Заявлении о недостоверности не указаны подтверждающие данное возражение или заявление обстоятельства, либо к нему не приложены подтверждающие данные обстоятельства доказательства (за исключением случаев, когда в качестве основания для Возражений или Заявления о недостоверности указано отсутствие волеизъявления на совершение юридически значимого действия, которое может повлечь правовые последствия только при наличии волеизъявления лица, представившего (направившего) Возражение или Заявление о недостоверности);

4) в Возражении или Заявлении о недостоверности не указаны обстоятельства, подтверждающие заинтересованность представившего (направившего) его лица, либо к нему не приложены подтверждающие данные обстоятельства доказательства (за исключением случаев, когда в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, представившем (направившем) Заявление о недостоверности, в составе сведений о соответствующем юридическом лице);

5) Возражение или Заявление о недостоверности отозваны представившим (направившим) их лицом способом, указанным в пункте 6 статьи 9 Федерального закона;

6) в Возражении или Заявлении о недостоверности в качестве обстоятельства, на котором основано данное Возражение или Заявление о недостоверности, указано несоответствие формы представленных изменений устава юридического лица или иных представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащихся в представленных документах сведений федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом;

7) в Возражении или Заявлении о недостоверности в качестве обстоятельства, на котором основано данное Возражение или Заявление о недостоверности, указано обстоятельство, которое указывает на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица;

8) заинтересованное лицо ссылается на обстоятельство, которое опровергается вступившим в законную силу судебным актом.

В перечисленных в настоящем пункте случаях налоговый орган, уполномоченный на выявление оснований для проведения предусмотренных пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона мероприятий, уведомляет об отсутствии оснований для проведения мероприятий, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона, лицо, направившее соответствующее Возражение или Заявление о недостоверности, не позднее 10 рабочих дней со дня его получения указанным налоговым органом.

 

II. Условия и способы проведения мероприятий

по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в

Единый государственный реестр юридических лиц

 

3. Основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются налоговым органом, в который представлены документы при государственной регистрации, до вынесения решения по результатам рассмотрения таких документов.

4. Основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, выявляются налоговым органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации юридических лиц, по месту нахождения юридического лица, содержащемуся в ЕГРЮЛ.

5. В случае выявления оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, предусмотренных статьей 12 Федерального закона, проводятся мероприятия, предусмотренные подпунктом «а» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона, в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

6. В случае выявления оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (за исключением сведений, содержащихся в документах, предусмотренных статьей 12 Федерального закона), мероприятия, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта  4.2 статьи 9 Федерального закона, проводятся в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

В случае если данного срока для проведения указанных мероприятий недостаточно, налоговым органом, которым выявлены основания для проведения такой проверки, принимает решение о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 4.4. статьи 9 Федерального закона.

7. В случае поступления Заявления о недостоверности мероприятия, предусмотренные подпунктами «а» – «д» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона, проводятся в срок не более одного месяца со дня выявления указанных оснований. В случае проведения мероприятий, предусмотренных подпунктами «б», «в» или «д» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона, данный срок может быть увеличен на один месяц.

8. Мероприятия, предусмотренные подпунктами «б» – «д» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона, могут проводиться по поручению налогового органа, выявившего основания для их проведения, иными налоговыми органами.

9. Мероприятия, предусмотренные подпунктом «а» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона, могут проводиться в отношении документов и сведений, имеющихся у налоговых органов, полученных как при осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации (в том числе полученных в соответствии с абзацем четвертым пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона), так и при осуществлении иных полномочий в установленной сфере деятельности.

10. Для получения объяснений в соответствии с подпунктом «б» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки. Объяснения могут быть получены по месту пребывания опрашиваемого лица, если оно вследствие болезни, старости, инвалидности, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях, не в состоянии явиться в налоговый орган.

11. Для получения в соответствии с подпунктом «в» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки, налоговый орган вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, нотариусам, юридическим лицам с указанием на срок, в который необходимо получение информации с учетом пунктов 6 и 7 настоящих Оснований и Порядка.

12. Осмотр объекта недвижимости в соответствии с подпунктом «г» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона производится налоговым органом, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости.

Осмотр объекта недвижимости производится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется акт, в котором отражаются результаты осмотра. Акт осмотра подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в акте осмотра должна быть произведена отметка.

13. В необходимых случаях для участия в проведении мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в соответствии с подпунктом «д» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона привлекается специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в результатах таких мероприятий. Об участии специалиста делается отметка в документе, которым зафиксирован результат мероприятия, к участию в котором он был привлечен.

14. В случаях, если при проведении проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, налоговый орган вправе в соответствии с подпунктом «д» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона поручить проведение экспертизы лицу, обладающему такими специальными познаниями.

В поручении о проведении экспертизы указываются основания для назначения экспертизы; фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Копия поручения о проведении экспертизы направляется по адресу юридического лица, сведения о котором являются предметом проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, а в случаях, предусмотренных пунктом 1.4 статьи 9 Федерального закона – также лицу, являющемуся заявителем при государственной регистрации. Такие лица имеют право просить о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

 

III. Использование результатов проведения мероприятий

по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в

Единый государственный реестр юридических лиц

 

15. Результаты проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, учитываются при принятии налоговым органом, уполномоченным на принятие решения о государственной регистрации, решения по документам, представленным для государственной регистрации. В соответствии с абзацем первым пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления по результатам проведения указанных мероприятий недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

В случае если основанием для проведения проверки было Возражение, заинтересованное лицо, представившее (направившее) данное возражение, уведомляется налоговым органом о подтверждении, неподтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проведения проверки достоверности сведений, указанных в Возражении, в течение 10 рабочих дней со дня завершения проверки.

16. По результатам проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ:

1) в случае подтверждения недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, проводятся мероприятия, предусмотренные пунктом 6 статьи 11 Федерального закона,

2) в случае проведения проверки по Заявлению о недостоверности, о результатах проверки налоговый орган сообщает лицу, представившему (направившему) такое заявление в течение 10 рабочих дней со дня завершения проверки о подтверждении, неподтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проведения проверки достоверности сведений, указанных в Заявлении о недостоверности.

 

25.09.2015