О привлечении для аудита бухгалтерской отчетности акционерного общества индивидуального аудитора (а не аудиторской организации)
После изменения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах с 1 сентября 2014 года все акционерные общества вне зависимости от их статуса – публичное, непубличное – или типа – закрытое, открытое – обязаны для проверки достоверности своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности привлекать аудитора. Ранее такая обязанность распространялась на общества, занимающиеся определенным видом деятельности (например, страхование, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг), на открытые акционерные общества и те общества, размер активов и/или выручка которых превышала установленные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» величины.
Закрепляя новую обязанность, законодатель не прописал ни в Гражданском кодексе, ни в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (в него тоже были внесены соответствующие изменения) форму привлекаемого аудитора. Федеральный закон «Об акционерных обществах» при этом продолжал быть неизменным в этой части, и обязательность аудита в общем случае не предписывал ни в какой форме.
Через некоторое время после этого Министерство финансов Российской Федерации опубликовало на своем сайте информацию в виде «Перечня случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год (согласно законодательству Российской Федерации)». По этому перечню выходило, что акционерные общества, ценные бумаги которых не допущены к организованным торгам и в уставном капитале которых доля государственной собственности менее 25%, могут для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности привлекать как аудиторскую организацию, так и индивидуального аудитора (на свой выбор).
Многие акционерные общества, столкнувшись с новой расходной обязанностью и экономя свои деньги, утвердили на годовых собраниях акционеров по итогам 2014 года в качестве аудиторов именно индивидуальных аудиторов, так как стоимость их услуг значительно ниже, чем у аудиторских организаций.
Однако с 1 июля 2015 года – с даты вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ, внесшего изменения, в том числе в п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» – с возможностью привлекать для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности индивидуального аудитора обществам пришлось распрощаться. Изменения в указанную статью изложили ее положения так, что единственным возможным вариантом формы привлечения аудитора осталась только форма аудиторской организации. Но, повторимся, речь в данном случае идет только об аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества. Для аудита чего либо иного, например, аудита бухотчетности за полугодие по требованию акционера, у общества остается возможность привлекать индивидуального аудитора (гражданина), так как такое право прописано в другой статье Федерального закона «Об акционерных обществах» - статье 89 «Аудитор общества», - изменения которую не коснулись.
Таким образом, на сегодняшний день индивидуальный аудитор может быть привлечен акционерным обществом для аудита его бухгалтерской (финансовой) отчетности, но только не годовой отчетности. Для аудита годовой отчетности необходимо привлекать (и утверждать на годовом общем собрании акционеров) аудитора в форме аудиторской организации.
ЗАО «РКЦ» оказывает консультационные услуги по вопросам выбора и привлечения обществом аудитора, в том числе в части документального оформления его выдвижения на утверждение общим собранием акционеров, в части обязательного отдельного утверждения компетентным органом общества стоимости его услуг и порядка проведения аудита.
30.07.2015