на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Госдума приняла в первом чтении законопроект "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков".

Госдума приняла в первом чтении законопроект "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков". Документ предусматривает создание СРО для 16 видов финансовой деятельности, в том числе брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, микрофинансовых организаций.
По словам председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Натальи Бурыкиной, саморегулирование не предусмотрено только для банковского сектора, для всех остальных участников финрынка членство в СРО будет обязательным.
Согласно законопроекту, в каждом сегменте рынка допускается существование до двух СРО с долей участников не менее 34%. Однако финансовая организация может быть членом лишь одной из СРО. Допускается создание СРО, объединяющих финансовые организации из разных сегментов. Надзор за деятельностью СРО участников финансового рынка отдадут Банку России, регулятор получит право присваивать и отзывать статус СРО, направлять требования о замене его руководства, налагать штрафы. В принятой версии законопроекта предусмотрено, что для получения статуса СРО некоммерческая организация должна направлять в ЦБ смету, однако Наталья Бурыкина назвала это "нонсенсом" и отметила, что ко второму чтению такие нормы закона должны уйти из законопроекта. Также, по ее словам, один и тот же человек не должен занимать несколько должностей в разных СРО, а передача ЦБ полномочий СРО по регулированию и надзору "должна быть предусмотрена в самом законе, а не ставиться в зависимость от решения Банка России". Бурыкина подчеркнула, что комитет по финансовому рынку поддержал законопроект при условии его существенной доработки.
Сами участники финансового рынка законопроект поддерживают. "Закон своевременный и необходимый рынку, - отметил гендиректор регистратора "СТАТУС", Михаил Недельский. - Предусмотренные в нем нормы абсолютно логичны, наличие двух СРО в каждом сегменте исключит монополизацию и создаст необходимую конкуренцию между СРО, что в свою очередь повысит эффективность их деятельности". А по мнению советника президента НАПФ Валерия Виноградова, принадлежность участников рынка к СРО - определенный знак качества. Обязательность вступления позволит очистить рынок от недобросовестных участников, считает он, и значение членства в СРО для финансового рынка в разы увеличивается. "Обязательность членства в СРО - ожидаемый и логичный этап в развитии регулирования финансового рынка, - считает и руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК "Альфа-Капитал" Николай Швайковский. - В связи с усилением централизации регулирования рынка и сосредоточением полномочий по контролю и надзору у ЦБ необходимо развивать и механизм саморегулирования рынка. Правовое положение СРО нуждается в усилении. При этом акты СРО должны находиться в соответствии с актами мегарегулятора и дополнять их". Вместе с тем, по его словам, по-настоящему СРО смогут дополнить систему регулирования только в случае передачи Банком России на уровень СРО части регулирующих функций - например, установить обязательность участия СРО в процессе лицензирования и допуска новых участников на рынок.
Председатель правового комитета СРО "МиР" Антон Рожковский считает, что закон о СРО положительно повлияет на микрофинансовую отрасль, консолидация участников рынка микрофинансирования в СРО позволит улучшить качество диалога с мегарегулятором в целях отстаивания интересов микрофинансовых компаний. Обязательное членство в СРО, по его словам, представляется единственно возможным сценарием для микрофинансового сектора, учитывая, что численность компаний в реестре сегодня превышает 4 тысячи, при условии делегирования Банком России отдельных полномочий в сфере надзора, аттестации и сбора отчетности в СРО. "Делегирование таких полномочий не только облегчает бремя регулирования большого числа МФО, но и отвечает интересам потребителей, которые смогут найти дополнительную защиту в лице создаваемых СРО", - добавил Рожковский.
Эксперты обратили внимание на еще один аспект в принятии закона. По словам аналитика инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антона Сороко, это правильный шаг, который направлен на дальнейшее увеличение инвестиционной привлекательности России в контексте формирования МФЦ. "Как бы странно это не звучало в текущих макроэкономических реалиях, задача-то долгосрочная", - добавил он. Делегирование контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка должно благоприятно сказаться на расстоянии между государством и частным сектором, считает Сороко. Ведь увеличение максимальной дистанции с государством - основная задача СРО, что должно быть позитивно для восприятия зарубежными инвесторами России как перспективного рынка.
Гендиректор ВТБ Регистратор Константин Петров подчеркнул, что законопроект позволяет организовать работу в режиме предупреждения проблем у профучастников, а не только расследования нарушений законодательства в их среде. Однако для этого законопроект должен быть существенно доработан прежде всего в части законодательного закрепления отдельных надзорных функций за СРО. Также нужно упростить взаимодействие СРО и регулятора, оставив за последним право контролировать лишь ключевую деятельность СРО, не вмешиваясь в его текущую деятельность, например: "Важно, чтобы обязательное членство не просто стало еще одной статьей расходов в бюджете профучастников, а позволило им сэкономить, за счет использования документов, правил и норм, подготовленных силами СРО, что в свою очередь должно повысить унификацию их деятельности для клиентов".

Российская газета

27.01.2015