Банк России разъяснил особенности раскрытия информации публичными и непубличными АО
Банк России издал Письмо, в котором содержатся разъяснения, связанные со вступлением в силу 1 сентября 2014 г. большинства положений Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ. Этим Законом были внесены значительные изменения в Гражданский кодекс РФ, касающиеся юрлиц.
В частности, разъясняется, какая информация и каким образом должна раскрываться акционерным обществом (АО). Так, ОАО и ЗАО, раскрывавшие до 1 сентября 2014 г. информацию согласно ст. 92 Закона об АО и разд. VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, должны продолжать делать это.
Публичные АО после 1 сентября 2014 г. обязаны раскрывать информацию также в соответствии с указанными нормативными правовыми актами. В то же время требования к составу, порядку и срокам раскрытия информации, подлежащей обязательному раскрытию непубличными АО, которые привели уставы в соответствие с Гражданским кодексом РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), пока не установлены. В Письме отмечается, что они будут установлены законодательством РФ при его приведении в соответствие с Законом N 99-ФЗ.
Также разъясняется, что у публичных и непубличных АО (ОАО и ЗАО до приведения их уставов в соответствие с Гражданским кодексом РФ в редакции Закона N 99-ФЗ), обязанных раскрывать информацию согласно ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, эта обязанность с 1 сентября 2014 г. не прекратилась. В то же время сам по себе статус публичного АО не является основанием для возникновения обязанности по раскрытию информации согласно названной статье.
После 1 сентября 2014 г. публичное или непубличное АО, обязанное раскрывать информацию в силу п. 4 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг и соответствующее требованиям, установленным в ст. 30.1 данного Закона, вправе подать заявление об освобождении от этой обязанности.
В Письме рассмотрены и другие вопросы. В частности, указывается, что в случае, если акции (эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции) АО, в отношении которых имело место публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение, были погашены до 1 сентября 2014 г., то такие общества не имеют признаков публичных. Кроме того, разъясняется, что само по себе наличие проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг) не является самостоятельным основанием для признания АО публичным. Для этого оно должно обладать всеми признаками, указанными в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ.
Подробнее о Законе N 99-ФЗ см. спецвыпуск КонсультантПлюс "Изменения положений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах (Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ)".
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 декабря 2014 г. N 06-52/9527
О ПРИМЕНЕНИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ
В СИЛУ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон) Банк России сообщает следующее.
1. Закон исключает из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и вводит понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 ГК РФ в редакции Закона). Вместе с тем, до приведения устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона, открытые и закрытые акционерные общества сохраняют свое наименование и к ним применяются положения законодательства Российской Федерации в части, не противоречащей ГК РФ в редакции Закона.
Исходя из признаков, устанавливаемых пунктом 1 статьи 66.3 ГК РФ в редакции Закона, публичными являются акционерные общества, осуществлявшие публичное размещение акций (эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) или акции (эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции) которых публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах, до вступления в силу Закона. Вместе с тем погашение до вступления в силу Закона указанных ценных бумаг акционерного общества, в отношении которых имело место публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение, означает отсутствие у такого акционерного общества соответствующих признаков публичного акционерного общества.
Также не является самостоятельным основанием для признания акционерного общества публичным наличие проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг) при отсутствии указанных в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ в редакции Закона признаков публичного акционерного общества.
2. Положения об открытых акционерных обществах применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК РФ в редакции Закона (пункт 1.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Открытые и закрытые акционерные общества, осуществлявшие до 01.09.2014 раскрытие информации в соответствии со статьей 92 Закона об акционерных обществах и разделом VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее - Положение), продолжают осуществлять указанное обязательное раскрытие информации.
Публичное акционерное общество после 01.09.2014 обязано раскрывать информацию в соответствии со статьей 92 Закона об акционерных обществах и разделом VIII Положения. Требования к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию акционерными обществами, которые привели устав в соответствие с ГК РФ в редакции Закона и не являющимися публичными, а также к порядку и срокам раскрытия такой информации будут установлены законодательством Российской Федерации при его приведении в соответствие с Законом.
У публичных акционерных обществ, а также у акционерных обществ, не являющихся публичными (открытых и закрытых акционерных обществ до приведения их уставов в соответствие с ГК РФ в редакции Закона), которые обязаны раскрывать информацию в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), соответствующая обязанность с 01.09.2014 не прекращается. При этом сам по себе статус публичного акционерного общества не является основанием для возникновения обязанности по раскрытию информации в соответствии со статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг.
После 01.09.2014 как публичное акционерное общество, так и акционерное общество, не являющееся публичным, у которых в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг есть обязанность по раскрытию информации, вправе обратиться с заявлением об освобождении от указанной обязанности в случае, если они соответствуют требованиям, установленным статьей 30.1 Закона о рынке ценных бумаг.
3. Начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона) и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Закона об акционерных обществах). Таким образом, при приобретении после 01.09.2014 более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества соответствующее лицо должно сделать остальным акционерам такого общества обязательное предложение. Одновременно, начатая в соответствии с главой XI.1 Закона об акционерных обществах до 01.09.2014 процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом, ценные бумаги которого приобретаются (выкупаются), статуса публичного. Вместе с тем, после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с ГК РФ в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом. Однако, процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса.
С.А.ШВЕЦОВ