Госдума на своем первом пленарном заседании рассмотрит поправки к Закону "О защите прав потребителей" и в Гражданский кодекс РФ. Автор законопроекта депутат Олег Михеев предлагает убрать плохо читаемый шрифт из банковских и потребительских договоров. Вся информация, важная для потребителя, должна быть донесена до него хорошо читаемым шрифтом. Он считает, что многие организации "визуально затрудняют подачу информации через применение мелкого шрифта". В их числе банки, страховые организации, турфирмы, агентства недвижимости, автосалоны, медицинские и образовательные учреждения.
Особенно это относится к кредитным договорам и банковским гарантиям, так важным для участников госзакупок. "При доведении до потребителя информации не допускается использование трудно читаемого, мелкого шрифта, равно как применение иных способов подачи информации, затрудняющих ее восприятие потребителем", - записано в проекте поправок.
Нововведение должно коснуться всех, кто оказывает потребительские услуги, - от магазинов до банков. При этом в случае нарушения этого правила изготовитель (исполнитель или продавец) несет риск несоблюдения потребителем соответствующих условий.
По словам автора законопроекта, суды признают нарушением указание в банковских договорах важных условий мелким шрифтом, но раз за разом принимают сторону банков. За границей, как правило, суды выносят решения в пользу клиентов. В Евросоюзе эту проблему тоже решили: к договору кредитования в обязательном порядке прилагается документ, где по шаблону расписаны все условия и платежи.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что нынешние банковские договоры чрезмерно раздуты, поэтому многие клиенты не будут их читать и при нормальном шрифте. "В отношении размера букв существуют санитарные нормы, утвержденные Роспотребнадзором, где минимальная высота шрифта составляет 1 миллиметр. Но дело в том, что если договор, набранный мелким шрифтом, занимает 8-10 страниц, то в более крупном шрифте он составит 50-70 страниц. Никто и никогда читать их не станет". Проблема, на взгляд Шелища, заключается не в размере шрифта, а в том, чтобы каждый договор имел свои существенные условия. Только в этом случае информация, которая сейчас упрятана под сносками, будет четко прописана и всем понятна.
Российская газета
15.09.2014