Отчеты по сделкам с дочерними или материнскими компаниями для ФНС России занимают десятки тысяч страниц в год, подсчитали российские структуры Renault, Volvo и Oriflame и подали в суд на ФНС. Вместо детальных ответов в уведомлениях они хотели направлять отчеты со сведениями по нескольким пунктам, но президиум ВАС рассудил в пользу налоговиков: они вправе определять полноту информации, необходимой для анализа. В 2013 году уведомления подали около 5500 компаний, раскрыв объем и параметр внутренних сделок.
ВАС поддержал стремление ФНС в деталях разбираться в бизнесе
С 1 января 2012 года заработала норма о том, что компании должны уведомлять ФНС России о сделках между взаимозависимыми компаниями (контролируемые сделки). Ст. 105.16 Налогового кодекса («Уведомление о контролируемых сделках») обязывает компании раскрывать перед налоговой предмет сделок, данные о контрагентах, год совершения сделки и сумму полученных доходов и понесенных расходов.
В июле 2012 года ФНС утвердила форму уведомлений о контролируемых сделках, в которой было несколько десятков. «Эта форма уведомления, легко поддающаяся автоматизации, позволила ФНС качественнее выбирать объекты контроля и не беспокоить добросовестных налогоплательщиков, а также многократно снизить масштабы истребования бумажных документов в рамках ст. 93.1 НК («Истребование документов о налогоплательщике»)», - пояснил РБК представитель налоговой службы. По его словам, уведомления по контролируемым сделкам за 2013 год подало около 5500 крупных компаний.
Некоторые из них решили оспорить столь детальную форму: ОАО «Автофрамос», ЗАО «Вольво Восток» и ООО «Орифлэйм Косметикс» подали в 2013-м иски к ФНС в арбитражный суд (их объединили в одно производство). Компании утверждали, что форма уведомления выходит за рамки Налогового кодекса и заставляет их предоставлять чересчур детальную информацию.
Кодекс позволяет предоставлять сведения о контролируемых сделках, группируя информацию по одному товару; приказ ФНС, напротив, просит компании разбивать сделку, например заполнять каждую отгрузку, отдельно прописывая место отгрузки, место доставки, цену за единицу, говорит партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Евгений Тимофеев, представлявший интересы истцов. «Когда в ноябре 2013 года компании представили уведомления, получилось около 40 000 листов в среднем на компанию, это легло дополнительной административной нагрузкой на бизнес», - отмечает он. За каждый непредоставленный лист уведомления идет штраф 200 руб., в случае с такими компаниями, как Oriflame, у которых сотни тысяч клиентов физических лиц (считаются контрагентами), речь может идти об очень крупных суммах штрафов, соглашается с ним юрист компании «Налоговик» Марина Емельянцева.
Спор с налоговой закончился отзывом требований: «Орифлэйм Косметикс» и «Автофрамос» сделали это после слушаний в суде первой инстанции, «Вольво Восток» - после передачи дела в президиум ВАС. Однако последняя инстанция решила рассмотреть это дело самостоятельно и вынесла двоякое решение. «Представление налогоплательщиком уведомления имеет целью информирование налогового органа о контролируемых сделках и не должно подменять все последующие этапы налогового контроля», - постановил президиум. Однако тут же он указал, что, утверждая форму уведомления о контролируемых сделках и порядок ее заполнения, налоговая служба имела право «определить объем сведений, характеризующих предметы сделок». И направил дело на новое рассмотрение: суд первой инстанции не оценил, насколько сведения из приказа ФНС соотносятся с данными статьи НК о контролируемых сделках, решил президиум.
Президиум ВАС ограничил объем информации, которую налоговые органы вправе требовать на этапе подачи уведомлений о контролируемых сделках и согласился с тем, что ФНС требует от налогоплательщиков слишком много информации, считает Тимофеев. В налоговой службе с такой трактовкой не согласны. «Позиция президиума ВАС, по сути, подчеркивает соответствие формы уведомления о контролируемых сделках положениям НК. Поэтому оспариваемый приказ ФНС остается действующим. Возможны отдельные изменения в форму уведомления, однако они не связаны с опубликованным постановлением», - говорит представитель службы.
«Необходимость предоставлять большой пакет документов в налоговые органы существует только для сделок, которые попадают под трансфертное ценообразование. В этих документах в том числе должна содержаться информация, подтверждающая, что условия по сделкам являются рыночными, - говорит директор департамента управления активами группы ПСН Татьяна Тикова. - В целом это действительно весьма затратный по времени вопрос, поэтому упрощение данной процедуры, думаю, будет позитивно воспринято деловым сообществом».
РБКdaily
11.06.2014