Критерии независимости аудиторов от банков и страховщиков, отчетность которых они проверяют, могут быть расширены. ЦБ России пытается пресечь практику выдачи заключений банкам "своими" аудиторами, а также снизить возможности финансового давления проверяемых на проверяющих. Впрочем, повышение степени независимости аудиторов и качества их заключений еще предстоит согласовать с правительством.
ЦБ научит аудиторов независимости Это меньшая часть предложений ЦБ по определению в законе критериев реальной независимости аудиторов. Остальные предложения, по конкретизации и расширению действующих норм о независимости аудиторов поддержаны, не были. Действующие нормы запрещают аудиторам быть учредителями, состоять в близком родстве с учредителями и должностными лицами проверяемых компаний, проверять отчетность фирм, которым в течение трех лет они оказывали услуги по ведению бухучета, получать услуги, то есть быть стороной договора с проверяемой компанией на условиях, отличных от обычно применяемых. Речь, например, о договорах займа, залога, поручительства, которыми обеспечивается исполнение обязательств аудиторов, говорится в ответе ЦБ. При этом предложения ЦБ предполагают не только прямое указание аудитора стороной в таком договоре, но и получение им или связанными с ним лицами выгоды в качестве выгодоприобретателя без такого указания. "Предложения Банка России согласуются с международной практикой в данной области, — говорится в ответе пресс-службы ЦБ. — В частности, согласно Директиве Европейского парламента и Совета 2006/43/ЕС от 17.05.2006 аудитор, специализирующийся в обязательном аудите, или аудиторская фирма не должны проводить обязательный аудит, если существует какая-либо прямая или косвенная финансовая, деловая, кадровая или иная взаимосвязь (включая предоставление дополнительных неаудиторских услуг) между аудитором по обязательному аудиту и аудируемым лицом". Источник, близкий к Росфиннадзору, подтвердил "Ъ", что случаи описанных ЦБ угроз независимости аудиторов действительно встречаются. Впрочем, по мнению партнера BDO в России ДенисаТарадова, это не частое явление. "Поэтому меры, предложенные Банком России, скорее, превентивные". "Аудиторы, которые могут затронуть ужесточения ЦБ есть, но это в основном мелкие игроки", — говорит директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов. Впрочем, саму идею конкретизировать составы аудиторских нарушений он считает логичной для ЦБ в его новом статусе мегарегулятора. "Но конечной целью этих поправок является снижение числа случаев фальсификации банковской отчетности из-за зависимости аудитора от проверяемого, а инструментов для обнаружения таких случаев у регулятора и так гораздо больше, чем у кого-либо другого",—отмечает господин Терехов. Реализация предложений ЦБ вряд ли будет оперативной. Проект закона пока проходит процедуру обсуждения и согласования. В Минфине, курирующем деятельность аудиторов, воздержались от оценок предложенных поправок "до рекомендаций совета по аудиторской деятельности". Коммерсантъ 29.05.2014
Проверяющих отделяют от проверяемых
Комиссия по вопросам регулирования аудиторской деятельности рекомендовала совету по аудиторской деятельности при Минфине поддержать ряд предложений ЦБ, расширяющих понятие независимости аудиторов от кредитных организаций и страховщиков. Соответствующее решение закреплено в протоколе заседания рабочего органа совета по аудиторской деятельности, размещенного на сайте Минфина в конце прошлой недели. Речь идет о внесении изменений в ст. 8 закона "Об аудиторской деятельности". Там предполагается прописать критерии независимости аудитора "не только на основании участия в договорах (с проверямой организацией, — "Ъ") в качестве стороны, но и в качестве выгодоприобретателя". Кроме того, предлагается при определении независимости аудитора учитывать наличие у сторон договоров неисполненных обязательств. Именно это, по мнению ЦБ, влияет на независимость аудитора, говорится в ответе пресс-службы ЦБ на запрос "Ъ".