на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Некоторые особенности ликвидации фондов

Фонд - это некоммерческая организация, его создание, функционирование и ликвидация регулируются ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно Закону фонд может прекратить свое существование в любое время, однако решение о его ликвидации может быть принято только в порядке судебного рассмотрения соответствующего иска.
В то же время, помимо некоммерческих фондов, фонд может выступать как общественное объединение - общественный фонд, как благотворительная организация - благотворительный фонд.
Так, в силу ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественный фонд может быть учрежден только гражданами (не менее трех физических лиц) и некоммерческими организациями в форме общественных объединений. При этом общественные объединения в состав учредителей могут входить наряду с физическими лицами.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительного фонда. Тогда как, по общему правилу п. 1 ст. 118 ГК РФ, фонд может быть учрежден как гражданами, так и юридическими лицами, т.е. учредить некоммерческий фонд может одно физическое или юридическое лицо (как коммерческая, так и некоммерческая организация).
Фонд может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятФонд может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям фонда, которые предусмотрены его уставом. Основной целью деятельности любого фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов направленных на решение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно значимых проблем. В уставе фонда должно указываться конкретное направление деятельности фонда.
Фонд в любое время может прекратить своё существование. Законом предусмотрен специальный порядок ликвидации фондов, для осуществления данной процедуры.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Таким образом, добровольная процедура ликвидации фонда невозможна.
Фонд может быть ликвидирован:
1. если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества маловероятна;
2. если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3. в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных в уставе;
4. в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Также, помимо вышеперечисленных оснований для ликвидации фондов, ликвидация фонда может быть при признании его судом банкротом. Наличие признаков банкротства в деятельности фонда может быть установлено исключительно в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, фонд может быть ликвидирован в принудительном порядке, если судом установлено допущение грубых нарушений закона, которые несут неустранимый характер, при его создании: осуществление деятельности без лицензии, нарушение Конституции РФ, либо неоднократное нарушение других правовых актов и законов, при осуществлении деятельности противоречащей её основным целям, указанных в уставе.
Требование о принудительной ликвидации фонда может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования .
Лицами, заинтересованными в ликвидации фонда, могут быть: учредители, попечительский совет фонда, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы прокуратуры Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные подразделения, другие юридические и физические лица.
Исковое заявление о ликвидации фонда предъявляется в районный (городской) суд по месту нахождения фонда, к заявлению могут быть приложены: копия устава и свидетельства о государственной регистрации фонда, документ об оплате государственной пошлины, о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, о состоянии расчетного счета, данные бухгалтерского баланса, сведения об имуществе фонда, о постановке фонда на налоговый учет и учет во внебюджетных фондах, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, протоколы заседаний руководящих органов фонда.
Далее, Решением суда фонд признается подлежащим ликвидации, устанавливается срок за который должны осуществить ликвидацию, назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор).
В то же время, при отсутствии у фонда какого-либо имущества, обязательств задолженности по налогам и сборам, а также возражений заинтересованных сторон, суд вправе сразу принять решение о ликвидации фонда и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, на основании чего регистрирующий орган издает соответствующее распоряжение, а налоговый орган впоследствии исключает фонд из ЕГРЮЛ. В этом случае процедура ликвидации фонда не требует назначения ликвидационной комиссии и не является длительной.
На завершающем этапе (в случае назначения ликвидационной комиссии) в регистрирующий орган представляется следующий пакет документов:
1. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией, по форме РН0008 (2 подлинника либо 1 подлинник + 1 ксерокопии), подпись заявителя на одном экземпляре должна быть удостоверена нотариально;
2. Протокол (выписка из протокола) заседания, подтверждающего согласие компетентного вышестоящего органа на ликвидацию данного юридического лица - в отношении юридического лица, являющегося структурным подразделением иного объединения граждан (т.е. его отделением или организацией) или же иным образом от него юридически зависящим, в случае, если это предусмотрено соответствующим Уставом (Положением) или иными внутренними актами (2 подлинника либо 1 подлинник + 1 ксерокопия);
3. Решение уполномоченного Уставом (Положением) и законодательством Российской Федерации руководящего органа фонда (конференции, общего собрания и т.д.) в форме копии протокола или выписки из протокола (либо иного документа), в котором должно быть отражено решение об утверждении окончательного ликвидационного баланса (2 подлинных экземпляра);
4. Ликвидационный баланс (окончательный) ликвидируемого фонда (2 подлинника либо 1 подлинник + 1 ксерокопия) с отметкой налоговых органов;
5. Свидетельство о государственной регистрации и Устав фонда (подлинники, а также дубликаты, если они выдавались);
6. Документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией.
7. Иные документы по запросу уполномоченного органа (например: справки банков о закрытии счетов, документ, подтверждающий передачу необходимых сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, акт об уничтожении печати, о передаче документов в архив и т.д.).
Фонд считается ликвидированным с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

17.04.2014
 





Ближайшие события


30.04.2024
– окончание периода проведения годовых (очередных) общих собраний участников ООО

02.05.2024 – предельный срок составления и опубликования на странице в сети Интернет Годовой консолидированной финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением по ней за 2023 год; – предельный срок опубликования на странице в сети Интернет Годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества вместе с аудиторским заключением по ней за 2023 год