на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

С 1 января 2013 года вступили в силу требования обновленного законодательства публиковать сведения о фактах деятельности юридических лиц в специализированном федеральном информационном ресурсе.

С 1 января 2013 года вступили в силу требования обновленного законодательства публиковать сведения о фактах деятельности юридических лиц в специализированном федеральном информационном ресурсе.
В соответствии с п. 1 ст. 7.1 федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРС) необходимо вносить:
■ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством российской федерации о государственной регистрации юридических лиц, в число которых входят:
■ сведения, указанные в абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 федерального закона № 129-фз «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
"Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
<...>
Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами;"
■ сведения, указанные в п. 1 ст. 63 ГК РФ:
"Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации;"
■ сведения, предусмотренные п. 7 ст. 7.1 федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно:
а) запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации);
б) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
в) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
г) решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
д) запись об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц или о ликвидации юридического лица;
е) запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
ж) запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;
з) запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
и) запись об изменении адреса (места нахождения) юридического лица;
к) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;
л) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-фз «об обществах с ограниченной ответственностью»;
м) сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
н) сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
о) сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;
п) иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством российской федерации.
Порядок опубликования сведений в ЕФРС
1. Кто размещает информацию?
Формирование и ведение ЕФРС осуществляется в электронной форме оператором реестра. В соответствии с п. 4 ст. 6 федерального закона № 228-фз от 18.07.2011 г., до определения оператора ЕФРС функции указанного оператора осуществляются оператором единого федерального реестра сведений о банкротстве - ЗАО «Интерфакс». Физически пользователь имеет дело с сайтом в сети интернет www.fedresurs.ru, который является государственным информационным ресурсом и поддерживается агентством «Интерфакс» (далее - федеральный ресурс).
Сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «и» п. 7 ст. 7.1 федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с абз. 2 п. 8 ст. 7.1 вносятся в ЕФРС налоговой инспекцией самостоятельно.
Остальные сведения вносятся в ЕФРС лицом, на которое юридическое лицо возложило обязанность публиковать данные сведения. Таким лицом является уполномоченный представитель юридического лица, действующий на основании устава общества или выданной ему доверенности. Теоретически несколько юридических лиц могут выдать одному и тому же лицу доверенность на размещение информации в ефрс, однако это не избавит от необходимости получать электронную подпись отдельно по каждой доверенности - дело в том, что чисто технологически в электронной подписи невозможно прописать несколько огрн юридических лиц.
2. Электронная подпись.
В соответствии с п. 5 ст. 7.1, все вносимые в ЕФРС сведения должны подписываться электронной подписью.
Законодательно установлены два вида электронной подписи: простая (например, логин и пароль) и усиленная. Последняя, в свою очередь, может быть квалифицированной либо неквалифицированной.
Усиленная ЭП выдается удостоверяющим центром, «квалифицированность» усиленной ЭП зависит от того, каким удостоверяющим центром она выдана - прошедшим или не прошедшим процедуру специальной аккредитации.
Физически ключ электронной подписи представляет из себя электронный носитель информации (например, USB-токен, который внешне выглядит как флешка).
Не любая квалифицированная подпись подойдет для работы с ЕФРС. Скорее всего, любая из имеющихся электронных подписей не подойдет для работы с федеральным ресурсом.
Для получения электронной подписи следует обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров. Перечень центров размещен на сайте Минкомсвязи России (http://minsvyaz.ru/ru/directions/?regulator=118 ).
При заказе электронной подписи следует указать на то, что электронная подпись должна содержать признак наличия права размещать информацию в ЕФРС (то есть, содержать один из OID (идентификаторов) реестра - 1.2.643.2.64.1.1.1, или 1.3.6.1.4.1.40870.1.1.1, или 1.2.643.3.5.10.2.12, или 1.2.643.6.3.2).
Помимо собственно ключа электронной подписи удостоверяющий центр должен предоставить вам инструкцию по установке программного обеспечения для использования электронной подписи и, возможно, само программное обеспечение. После установки программного обеспечения вы можете проверить корректность работы электронной подписи по адресу http://www.fedresurs.ru/checksignature.aspx. Правда, успешное прохождение проверки электронной подписи не означает, что в подписи установлены необходимые права на внесение сведений в единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, а лишь указывает на корректную установку необходимого программного обеспечения для функционирования электронной подписи.
Как проверить электронную подпись?
Окончательно «проверить» электронную подпись можно, предприняв попытку зайти в личный кабинет с использованием эп.
Если при проверке электронной подписи отображаются сообщения об ошибках, то можно обратиться за помощью в службу поддержки удостоверяющего центра, выдавшего вам электронную подпись, либо непосредственно к оператору федерального ресурса или его партнерам:
Интерфакс: телефон +7 (495) 989-73-68, email: bhelp@interfax.ru;
Ассоциация электронных торговых площадок: сайт http://aetp.ru/, телефон горячей линии - 8-800-2000-100;
ИнфоТеКС интернет траст, сайт: http://iitrust.ru, телефоны: 8-800-250-0-260, для Москвы - (495) 737-93-72.
3. Заключение договора и оплата
Заключение договора осуществляется непосредственно при входе в личный кабинет с использованием сертификата электронной подписи, по схеме, уже апробированной в системе раскрытия информации Интерфакса www.e-disclosure.ru, - то есть вход в личный кабинет по сертификату считается признаком акцепта оферты оператора ЕФРС - ЗАО Интерфакс - об оказании услуг по размещению сообщений в ЕФРС.
Оплата принимается только от юридического лица, обязанного осуществить размещение информации, счет на оплату формируется автоматически информационной системой с использованием сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ.
Информация в ЕФРС размещается только после оплаты услуг. В случае, если предполагается размещение нескольких сообщений в течение определенного периода времени, можно рекомендовать внести предоплату оператору, покрывающую потребности в размещении информации, сразу за несколько сообщений. Раскрытие сообщений в этом случае произойдет в режиме онлайн (при выборе опции «оплата с лицевого счета»). Стоимость размещения одного сообщения составляет 640 рублей с учетом НДС.
Сроки опубликования информации и ответственность
В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 7.1 федерального закона № 129-фз «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения, которые должно вносить в ЕФРС непосредственно юридическое лицо, необходимо опубликовать в течение трех рабочих дней «с даты возникновения соответствующего факта».
Уведомление о реорганизации, в соответствии с ГК РФ, публикуется после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с интервалом в один месяц. Таким образом, для первой публикации в ЕФРС необходимо удостовериться в том, что запись о начале процедуры реорганизации внесена в ЕГРЮЛ, то есть датой ВОЗНИКНовения соответствующего факта будет дата, когда лицо «узнало или должно было узнать» (получило или должно было получить документально подтвержденные основания) о факте внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Уведомление о ликвидации, в соответствии с ГК РФ, публикуется ликвидационной комиссией (ликвидатором). Соответственно, здесь формально срок три рабочих дня на внесение информации в ЕФРС будет отсчитываться от даты принятия решения участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Сведения о стоимости чистых активов (СЧА) АО на последнюю отчетную дату становятся известны обществу после составления бухгалтерской отчетности (подписания бухгалтерской отчетности руководителем организации - п. 8 ст. 13 федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.). Соответственно, публикация АО в ЕФРС сведений о СЧА должна осуществляться после подписания бухгалтерской отчетности за соответствующий отчетный период.
Есть неясность в вопросах о сроках публикации в ЕФРС данной информации АО, для которых является обязательным ежегодный аудит, поскольку в соответствии с п. 10 ст. 13 федерального закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность при наличии обязательности проведения ее аудита должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. То есть, с одной стороны, можно сделать вывод, что те АО, для которых аудит является обязательным (например, открытые акционерные общества), должны публиковать данную информацию в течение трех дней с даты составления аудиторского заключения. С другой стороны, СЧА - это не бухгалтерская отчетность, и можно сделать иной вывод, что нормы ФЗ «о бухгалтерском учете» не препятствуют опубликованию в ЕФРС информации о СЧА сразу после составления бухгалтерской отчетности.
Сведения о лицензиях и изменении статуса лицензий. С нашей точки зрения, внесение информации о лицензиях и об изменении статусов лицензий в ЕФРС должно отсчитываться от даты, когда лицо узнало (получило документально подтвержденные основания) о факте получения соответствующей лицензии либо об изменении статуса лицензии.
Сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения. Как и в предыдущем случае, мы полагаем, что внесение информации в ЕФРС должно происходить в срок три рабочих дня с даты, когда юридическое лицо получило документально подтвержденное основание вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения.
Какие риски возникают у компании при неопубликовании данных сведений в ЕФРС или при нарушении срока их опубликования?
Статьями 14 и 21 федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен перечень документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица при реорганизации и для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. В этих перечнях нет документов, подтверждающих факт опубликования соответствующей информации в ЕФРС, равно как не упоминается требование публиковать информацию в ЕФРС ни в абз. 2 ст. 51 федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «об обществах с ограниченной ответственностью», ни в п. 6 ст. 15 федерального закона «об акционерных Обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г., которые указывают, что «государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом». При этом соответствующие пункты законов не содержат упоминания необходимости публиковать эти сведения в ЕФРС.
В то же время нельзя исключить, что в перспективе такие требования могут быть введены, либо что в некоторых случаях ИФНС будет требовать подтверждения факта публикации информации в ЕФРС по аналогии с подтверждением факта уведомления кредиторов через СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (сейчас - вестник государственной регистрации). То есть определенный риск отказа во внесении соответствующих записей в ЕГРЮЛ присутствует.
Спорным представляется и вопрос возможности привлечения к административной ответственности за неопубликование или несвоевременное опубликование информации в ЕФРС. В КОАП РФ есть статья 14.25 «нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Теоретически нельзя исключать применения в случае с опубликованием сведений о реорганизации или ликвидации пункта 3 статьи 14.25, который гласит:
"Непредставление, или несвоевременное представление <...> сведений о юридическом лице <...> в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом <...> влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей."
Административный состав в данной ситуации представляется спорным в связи с тем, что в КоАПЕ дается отсылка на то, что представление сведений должно быть предусмотрено федеральным законом. В то же время пока ни в одном федеральном законе в явном виде нет требования представлять в ФНС информацию о размещении сообщений о реорганизации или ликвидации юридического лица в ЕФРС в рамках установленных процедур.
Более серьезным представляется риск возможности применения ст. 15.19.2 КоАП РФ - «нераскрытие или нарушение эмитентом <...> порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами», штраф от 700 тысяч до 1 млн рублей. Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 30 федерального закона «О рынке ценных бумаг» раскрытие информации - процедура, гарантирующая нахождение и получение информации. Правда, ст. 15.19.2 может быть применена только к эмитентам ценных бумаг - то есть к ОАО и ЗАО, а также тем ООО, которые осуществили размещение облигаций.
Вопросы, связанные с публикацией конкретных сведений в ЕФРС
В отношении «сведений о стоимости чистых активов АО на последнюю отчетную дату» возникает справедливый вопрос, на какие отчетные даты должна осуществляться такая публикация. Статья 13 федерального закона «о бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. Устанавливает, что составление годовой бухгалтерской отчетности является обязательным для всех экономических субъектов, а составление промежуточной бухгалтерской отчетности необходимо в случае, если это установлено законодательством РФ. Минфин России в своем информационном письме № ПЗ-10/2012 в качестве примера, когда составление промежуточной отчетности необходимо в соответствии с законодательством, приводит ст. 30 федерального закона «о рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ, в которой предусмотрено, что промежуточная бухгалтерская отчетность за 3-6-9 месяцев раскрывается в составе ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.
Таким образом, можно однозначно рекомендовать всем АО размещать в ЕФРС информацию о стоимости чистых активов по данным годовой бухгалтерской отчетности, а в случаях, когда АО обязано раскрывать ежеквартальные отчеты эмитента ценных бумаг, - также информацию о СЧА по данным промежуточной бухгалтерской отчетности за 3-6-9 месяцев.
Сведения о стоимости чистых активов ООО. Федеральный закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. Не устанавливает прямой обязанности общества публиковать информацию о СЧА в ЕФРС либо иным образом. Однако в соответствии с п. 2 ст. 49 упомянутого закона ООО в случае публичного размещения облигаций обязано ежегодно публиковать годовой отчет, в составе которого обязательно должен присутствовать раздел о состоянии чистых активов (п. 3 ст. 30 упомянутого закона). Таким образом, можно сделать косвенный вывод об обязательности публикации в ЕФРС информации о СЧА тех ООО, у которых были публично размещены облигации.
Сведения о лицензиях и изменении статуса лицензий. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, а также общие принципы и правила осуществления лицензирования установлены в настоящее время федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Следует отметить, что указанный федеральный закон не распространяется на виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусмотренные федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», а также при лицензировании кредитных организаций, страховщиков, клиринговых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов и др. (исключения установлены в п. 2 ст. 1 указанного федерального закона). В ряде отраслей лицензирование заменяется на саморегулирование, при этом формально информация об участии в СРО и о получении допусков на отдельные виды работ, выдаваемые СРО, под размещение в ЕФРС пока не подпадает.
Сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами. В настоящее время внесение иных сведений действующими федеральными законами не предусмотрено, однако с 10.01.2014 г. Вступают в силу изменения в федеральный закон «о нотариате», в соответствии с которыми в ЕФРС будет вноситься информация о залоге движимого имущества юридических лиц.
Иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению. Формально юридическое лицо может по собственному усмотрению публиковать в ЕФРС любую информацию, которую посчитает необходимой. Так, некоторые компании рассматривают ЕФРС как альтернативный, дополнительный канал распространения информации и собираются публиковать в ЕФРС сообщения о существенных фактах, предусмотренные федеральным законом № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».
Интерфакс.

18.03.2014
 





Ближайшие события


03.12.2024
– День юриста

20.12.2024 – День рождения «РКЦ» – нам 23 года!