на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Надежда "Газпрома" избежать оферты миноритариям купленных монополией газораспределительных организаций может не сбыться. "Газпром" рассчитывал сделать это через признание его аффилированности с "Роснефтегазом", у которого были приобретены активы.

Надежда "Газпрома" избежать оферты миноритариям купленных монополией газораспределительных организаций может не сбыться. "Газпром" рассчитывал сделать это через признание его аффилированности с "Роснефтегазом", у которого были приобретены активы. Но ФАС, куда обратились миноритарии, сочла, что "Газпром" и "Роснефтегаз" не являются аффилированными лицами. Это заключение усилит позиции миноритариев, которые уже пытаются добиться оферты через суд.
Во вторник в арбитражном суде Москвы началось разбирательство по существу иска УК "Арсагера" к "Газпрому". Как рассказал вчера "Ъ" представитель управляющей компании, суд затребовал дополнительные материалы и следующее заседание назначено на 18 декабря. УК "Арсагера" подала иск в середине октября. Компания требует, чтобы "Газпром" выставил оферту на принадлежащие ей акции четырех газораспределительных организаций (ГРО) - "Ростовоблгаза", "Калугаоблгаза", "Нижегородоблгаза" и "Тамбовоблгаза".
Сам "Газпром" купил контрольные доли в этих и еще 68 ГРО в начале апреля у "Роснефтегаза" за 25,8 млрд руб. В 38 ГРО были миноритарии, и по закону об АО монополия должна была выставить им оферту, но так этого и не сделала (см. "Ъ" от 9 сентября). "Арсагера" оценивает стоимость своих бумаг, которые хотела бы предъявить к выкупу, примерно в 60 млн руб.
"Газпром" обосновал свой отказ от оферты тем, что является аффилированным лицом с "Роснефтегазом" (владеет 10,97% акций монополии). Но хотя дата наступления оснований для этого - 25 июня 2012 года, раскрыта аффилированность была только 15 июля 2013 года. Из отзыва "Газпрома" на исковое заявление следует, что один из руководителей дочерней структуры монополии также является и руководителем ОАО "Тувгаз", которое входило в "Роснефтегаз", а значит, компании составляют одну группу лиц в соответствии с законом "О защите конкуренции". При этом монополия признает, что вовремя не раскрыла информацию об аффилированности из-за "технической ошибки", и просит суд отказать в иске ответчику. Знакомый с ситуацией источник "Ъ" утверждает, что, настаивая на своем, "Газпром" даже подал в ФСФР жалобу на "Роснефтегаз", до сих пор официально не признавший аффилированность (санкций не последовало). Аффилированность потенциально создает ряд запутанных юридических проблем во взаимоотношениях "Газпрома", "Роснефтегаза" и "Роснефти", и источники "Ъ" на рынке не раз подчеркивали, что она возникла только для решения проблем с миноритариями ГРО.
О других исках миноритариев ГРО пока ничего не известно. Но один из них обратился за прояснением ситуации в ФАС. Глава службы Игорь Артемьев ответил ему 11 ноября. Копия письма есть в распоряжении "Ъ". В нем говорится, что владельцем больше 50% как "Газпрома", так и "Роснефтегаза" является государство - Росимущество, и в соответствии с законом о защите конкуренции компании не могут являться аффилированными лицами. Кроме того, один и тот же менеджер, руководящий как структурой "Газпрома", так и структурой "Роснефтегаза", по мнению ФАС, не имел возможности определять решения, принимаемые им, так как они находятся в ведении акционеров. Таким образом, заключает Игорь Артемьев, "Газпром" и "Роснефтегаз" не могут быть признаны аффилированными лицами. Как говорят в УК "Арсагера", письмо было передано в суд. Для возбуждения отдельного дела со стороны ФАС оно пока не является, так как для этого необходимо заявление о нарушении антимонопольного законодательства.
В "Газпроме" вчера заявили "Ъ", что "считают претензии УК "Арсагера" необоснованными и будут отстаивать свою позицию в суде". Партнер юридической фирмы Incor Alliance Law Office Денис Кутишенко отмечает, что понятие аффилированных лиц регулируется устаревшим законом, практика вынесения решений по таким делам очень разная и зависит от конкретных обстоятельств каждого из них. Но, по мнению юриста, доводы "Газпрома" пока выглядят более убедительными, чем позиция ФАС. Суд не может не учесть мнение службы, признает Денис Кутишенко, но должен руководствоваться и другими материалами.
Газета Коммерсант.

29.11.2013