В начале сентября Игорь Шувалов объявил о решении отказаться от идеи предоставления двухлетнего льготного налогового периода для впервые зарегистрированных ИП. Свое решение первый вице-премьер объяснил опасением кабинета министров и минфина, что налоговые каникулы для новых ИП спровоцируют рост злоупотреблений и массовую перерегистрацию уже существующего бизнеса на родственников и аффилированных лиц.
"Налоговые каникулы" в разных форматах широко практикуются в ряде зарубежных стран. И, как правило, мера эта направлена на привлечение инвестиций и поддержку новых производств. Например, во Франции для вновь образованных акционерных обществ существуют определенные льготы в течение 5 лет. Так, АО до двух лет полностью освобождены от уплаты налогов; трехлетние компании имеют скидку в 75%; четырехлетние - 50%, пятилетние - 25%. По прошествии пяти лет предприятия уплачивают налоги в полном объеме. При этом действует сложная система расчета подоходного налога, применяются многочисленные льготы и вычеты. В Испании же освобождаются от уплаты налога на прибыль закрытые инвестиционные компании и профессиональные ассоциации, временные союзы совместных предприятий, осуществляющие определенные виды деятельности или реализующие совместные проекты. А в Китае государственные инвестиционные проекты освобождаются от налога на имущество на 5 лет, от социальных налогов - на 10 лет, от налога на прибыль - на 3 года. При этом на 5 лет ставка НДС снижается с 14 до 3%. В нашей стране подобных льгот пока нет.
Идею о введении "налоговых каникул" в России выдвинула "ОПОРА России". Цель такой меры проста и понятна - экономическая поддержка предпринимательства, остро в ней нуждающегося. Особенно мера стала актуальна после резкого увеличения финансовой нагрузки для предприятий с 2011 года, когда оплата налога ЕСН - 26%, была заменена оплатами в фонды в размере 34% от фонда заработной платы. Результатом этой политики стал уход в тень ряда предприятий малого бизнеса, появление зарплат "в конверте".
Также в 2013 году для индивидуальных предпринимателей законодатель увеличил ставку пенсионного фонда в 2 раза, нельзя не отметить, что это повлекло прекращение деятельности многих предпринимателей, не готовых нести затраты в размере 36 тысяч рублей в год.
Однако при введении налоговых послаблений необходима детальная проработка их возможных последствий не только для представителей бизнес-сообщества, но и для бюджетов всех уровней, для экономики страны в целом. При этом нужно учитывать не только мировой опыт, но и особенности ведения бизнеса в России, особенности менталитета наших граждан.
Введение льготы только для всех вновь зарегистрированных предпринимателей не представляется справедливым, поскольку действующие предприятия, уже проработавшие несколько лет и доказавшие свою добросовестность, нуждаются в поддержке не меньше, а зачастую и больше новичков: им нужны деньги на дальнейшее развитие, модернизацию производства, расширение штата.
Кроме того, необходимо учитывать, что некоторые бизнесмены в России будут использовать предоставленную льготу как способ минимизации своих налоговых платежей. Перерегистрация бизнеса в России не особо затратна по времени и материальным ресурсам. Поэтому весьма обоснованно опасение некоторых практикующих финансистов о том, что в стране не останется малых предприятий, функционирующих более двух лет.
Поэтому более правильной, на мой взгляд, является следующая схема введения "налоговых каникул".
Государство должно определить ряд приоритетных сфер деятельности, в развитии которых оно наиболее заинтересовано. Более простым и самым распространенным направлением предпринимательства является сфера перепродажи товаров, принцип которой "купить подешевле, продать подороже". Между тем на протяжении нескольких десятилетий в стране угасало производство реальной продукции. В этом плане можно учесть уже имеющийся опыт соседней Украины, налоговый кодекс которой с 2010 года предусматривает возможность полного освобождения от налогов или существенного сокращения налоговых ставок для представителей малого и среднего бизнеса, осуществляющих реализацию продукции собственного производства. При этом производителям детского питания, реализующим его внутри страны, предоставлено бессрочное освобождение от уплаты налогов. Такую же льготу имеют предприятия, основанные инвалидами и имеющие более 50 % инвалидов в штате.
В нашей стране также считаю необходимым поддержать сферу реального производства и, возможно, научных разработок.
Кроме того, такой выборочный подход максимально минимизирует потери бюджетов от введения налоговых послаблений, что тоже немаловажно.
В целом необходимо проанализировать опыт, который Россия недавно проводила по снижению ставки налогов и сборов в Пенсионный фонд. Это позволило многим предпринимателям выйти из тени и платить белые зарплаты, что положительно должно было сказаться и на бюджете, и на работодателях, и на самих работниках, позволило бы сформировать более эффективную систему исполнительного производства в нашей стране.
Существенным подспорьем для уже функционирующего бизнеса было бы продление льготного периода при достижении налогоплательщиком определенных позиций: увеличение объема выпускаемой продукции, наличие реальных научных изысканий, имеющих прикладное значение. Такая мера, по моему мнению, полностью исключит возможность фиктивной перерегистрации, стимулирует налогоплательщиков к дальнейшему развитию и будет способствовать оздоровлению экономики страны в целом.
Таким образом, наиболее приемлемым представляется введение "налоговых каникул" избирательно для определенной категории малого и среднего бизнеса на основе соглашений между налоговыми органами и налогоплательщиками, фиксирующих обязанность произвести существенные налоговые послабления для налогоплательщика, а не полное освобождение предпринимателей от налогового бремени на определенный период, и встречно обязательства налогоплательщика по выполнению определенных, полезных для экономики страны, мероприятий.
Российская газета
27.09.2013