на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Верфи придержат за шельф. ОСК могут достаться только военные заказы. "Ъ" стали известны детали альтернативных концепций развития Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которые будут обсуждаться 21 мая на совещании у Владимира Путина.

Верфи придержат за шельф. ОСК могут достаться только военные заказы

"Ъ" стали известны детали альтернативных концепций развития Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которые будут обсуждаться 21 мая на совещании у Владимира Путина. Сама ОСК настаивает на масштабных вложениях в ее предприятия, критикуя госпрограмму развития судостроения, где упор сделан на финансирование научных разработок. Но в Минпромторге считают первичным именно научно-технический прорыв — производство же судов может быть передано на разные верфи, вплоть до иностранных. Фактически речь идет о том, что ОСК сконцентрируется на военных заказах, а в России появится новый центр для обеспечения судами шельфовых проектов.

Совещание у президента Владимира Путина, на котором будет обсуждаться стратегия развития ОСК и российского судостроения в целом, состоится 21 мая, рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с ситуацией. Это подтвердил "Ъ" пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, уточнив, что список участников пока не утвержден. Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, рассказывают, что существует два основных варианта концепции развития ОСК. Один из них был разработан рабочей группой, в которую в основном входили представители нынешнего менеджмента во главе с вице-президентом Валерием Биндасом. "Эта концепция во многом основана на продолжении модели, которая была заложена еще при экс-главе ОСК Романе Троценко, она основывается на передаче больших полномочий субхолдингам внутри ОСК и строительстве новых верфей",— говорит источник "Ъ". Другую модель видит Минпромторг (именно он выдвинул кандидатуру будущего президента ОСК Владимира Шмакова — см. "Ъ" от 16 мая), она соотносится с госпрограммой "Развитие судостроительной промышленности" до 2030 года. В Минпромторге и ОСК от комментариев отказались.

В концепции, подготовленной менеджментом, предлагается сделать ставку на "децентрализацию". Речь идет о передаче больших полномочий субхолдингам ОСК — центрам судостроения и судоремонта. Авторы признают, что ОСК лишь формально выполнила указ президента от 2007 года о создании четырех центров судостроения и судоремонта, "так и не делегировав полномочия этим центрам". Поэтому авторы предлагают "немедленно" передать центрам функции корпоративного управления, управления персоналом, контрольно-ревизионную деятельность и контроль за непрофильными активами.

Среди основных мер до 2016 года предполагается активно развернуть строительство новых верфей на Дальнем Востоке и Северо-Западе (речь идет о Ново-Адмиралтейской верфи на острове Котлин и проектах "Звезда" и "Восток-Raffles" на Дальнем Востоке), начать техперевооружение предприятий ОСК в модели "широкой кооперации" с новыми верфями, а также "путей интеграции с любой из крупных компаний, участвующих в освоении шельфа". До 2020 года строительство новых верфей планируется закончить, а к 2030 году — за счет их загрузки ликвидировать "системную убыточность". При этом в концепции критикуется госпрограмма развития судостроения — по мнению авторов, в ней не заложено масштабных средств на строительство новых верфей и модернизацию старых. "Финансирование гражданских верфей отсутствует полностью, за исключением "Звезды", где частичное финансирование проекта начинается в 2016-2017 годах, остальные верфи должны обеспечить финансирование перевооружения за счет собственных средств, несмотря на поставленные задачи по активному освоению шельфа",— говорится в документе.

При этом авторы документа считают, что в госпрограмме есть "серьезный дисбаланс в сторону финансирования научных разработок в ущерб инвестициям в реконструкцию и переоснащение существующих судостроительных предприятий". В рамках госпрограммы действительно предполагается направить до 940 млрд руб. на "сохранение, укрепление и развитие научного, проектно-конструкторского и производственного потенциала отрасли" при общем объеме финансирования программы в 1,3 трлн руб. Авторы концепции развития ОСК предлагают перераспределить часть средств, которые должны быть направлены на науку, в пользу строительства новых верфей.

Но, говорят источники "Ъ", "у Минпромторга есть принципиально другое видение ситуации". Собеседники "Ъ" рассказывают, что министерство уверенно в необходимости масштабных инвестиций в науку. "При этом есть мнение, что для развития мощностей по строительству шельфовой техники не обязательно осуществлять масштабные вложения в новые верфи, а можно передать часть работ на иностранные верфи, например на финский Arctech Helsinki, который входит в ОСК, или на немецкие Nordic Yards",— говорит один из собеседников "Ъ".

Он подчеркивает, что, по мнению Минпромторга, "компетенции по строительству арктической и шельфовой техники не обязательно должны быть сконцентрированы только у ОСК", есть возможность создания альтернативного центра арктических и шельфовых разработок на базе ФГУП "Крыловский государственный научный центр", который напрямую контролируется Минпромторгом. ФГУП с конца 2012 года заявляет о своих намерениях создать так называемый "Арктический центр". Для этого "Крыловский центр" даже приобрел с торгов ЦКБ "Айсберг", который входил в Объединенную промышленную корпорацию Сергея Пугачева и всегда тесно сотрудничал с Балтзаводом (входит в ОСК) в разработке ледоколов.

В апреле "Крыловский центр" объявил о подписании соглашения о научном и техническом сотрудничестве с Nordic Yards Виталия Юсуфова. В рамках соглашения предполагается проектирование и строительство ледокольной и шельфовой техники для "Ямал СПГ" и "Сахалин Энерджи". Источники "Ъ" рассказывают, что "Крыловский центр" "был бы очень заинтересован в получении новых ледокольных заказов". "Рассматривается вариант, при котором в "Арктический центр" может быть передан входящий в ОСК "Пролетарский завод" и даже потенциально Балтзавод",— говорят собеседники "Ъ". "При этом ОСК в этой модели будет в первую очередь ориентирована на военное судостроение и строительство гражданских речных судов",— говорит источник "Ъ".

Надежда Малышева из PortNews говорит, что вариант с созданием альтернативного ОСК центра шельфовых разработок, куда могут быть переданы крупные шельфовые заказы, "вполне вероятен". "Выделить Балтзавод из структуры ОСК тоже вполне возможно, учитывая, что технологически он связан с ЦКБ "Айсберг" и Пролетарским заводом, на который уже давно претендует Крыловский центр",— говорит она. ОСК же действительно может быть в первую очередь ориентирована на военные заказы, строительство речного флота и локальные заказы по производству платформ.

Газета Коммерсант

 

17.05.2013