на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Госдума России приняла в пятницу в первом чтении правительственный законопроект о противодействии незаконным финансовым операциям, носящий ярко выраженный антипредпринимательский характер.

Госдума России приняла в пятницу в первом чтении правительственный законопроект о противодействии незаконным финансовым операциям, носящий ярко выраженный антипредпринимательский характер.

 

Законопроект суров, но это законопроект

 Удар по фирмам-однодневкам приняли в первом чтении

 

 Председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров пока смог добиться лишь принятия не устраивающего даже единороссов закона Росфинмониторинга в первом чтении

 

 "Единая Россия", по уже сложившейся традиции обсуждения неоднозначных экономических инициатив Белого дома, жестко раскритиковала законопроект, но привычно проголосовала за, пообещав "вычистить" его от наиболее одиозных новаций ко второму чтению.

 

Известную постановку про "плохого и хорошего полицейского" на Охотном Ряду дают уже не в первый раз. В январе этого года "Единая Россия" с громкими возражениями одобрила в первом чтении правительственный закон о Росфинагентстве, еще ранее также в атмосфере сдерживаемого негодования были приняты законы о бюджетном правиле и о переводе госказны в 2014 году на программно-целевые принципы.

 

Впрочем, на этот раз возмущение парламентариев наработками Белого дома выглядит вполне оправданным — законопроекта, носящего такой ярко выраженный "карательный" по отношению к бизнесу характер, в Государственную думу не вносилось уже давно. Идеологию проекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям" определил состав его авторов — Росфинмониторинг, ФНС, ФТС, МВД, ФСБ, ФСКН, Генпрокуратура, Следственный комитет, Центробанк и другие силовые и фискальные регуляторы бизнеса. Представляя в пятницу проект Госдуме, заместитель главы Росфинмониторинга Александр Клименченок сообщил, что его главные цели — удар по фирмам-однодневкам и приведение российского антиотмывочного законодательства в соответствие с требованиями FATF.

 

Новации объемного законопроекта разбиты по блокам, и вот лишь некоторые из них. В антиотмывочный закон вводится понятие о бенефициарном владельце — банки будут обязаны идентифицировать всю цепочку собственников, а клиенты — сообщать о наличии у них бенефициаров. Более чем в два раза расширяется перечень операций, о которых организации обязаны докладывать Росфинмониторингу (теперь это и выдача денег микрофинансовыми компаниями, операции с драгоценными металлами и прочее). Банкам вменяется обязанность при наличии "обоснованных оснований" отказывать клиентам в открытии счета.

 

По фискальной части законопроект предлагает открыть налоговикам доступ к информации о счетах и вкладах физических лиц (сейчас эта норма действует только в отношении организаций), а также дать им право приостанавливать операции по счетам компаний в случае их отсутствия по адресу регистрации. Кроме того, режим банковской тайны проектом предложено снять и для силовиков — по решению суда они смогут получать сведения о счетах компаний и граждан в рамках оперативных мероприятий до возбуждения уголовного дела. По проекту, налоговики также получают право вчинять иски собственникам и руководителям компании, действия которых привели к возникновению убытков и, соответственно, к появлению налоговых долгов перед бюджетом. Предусмотрено и право налоговых органов по своему усмотрению доначислять налоги компаниям, заключавшим сделки с однодневками. В рамках борьбы с утечкой капиталов предложено усилить уголовное наказание за невозвращение валютной выручки, вернуть в Уголовный кодекс статью "Контрабанда" в отношении валюты и ее эквивалентов, повысить штрафы за непредоставление информации о зарубежных счетах.

 

"Законопроект объемный и сложный и может быть доработан ко второму чтению",— заранее занял примирительную позицию представлявший правительство господин Клименченок. Однако думцы заявили о желании не дорабатывать проект, а исключать из него новации целыми блоками. При этом риторика "Единой России" по степени неприятия изменений мало отличалась от тона высказываний оппозиционных фракций. Глава бюджетного комитета палаты Андрей Макаров заявил, что предложенные нормы об ужесточении правил налоговых проверок возвращают ситуацию к временам "налогового террора", искорененного после соответствующего указания Владимира Путина от 2005 года. "Может, это действительно требования FATF? Прочитал — в них нет ничего подобного",— отметил депутат. Также, по его словам, FATF вовсе не требует арестовывать счета налогоплательщика только потому, что почта не смогла вручить ему письмо из налоговой инспекции (так ФНС намерена определять факт отсутствия компании по месту регистрации). Этой новации, отметил Андрей Макаров, будет способствовать организация рейдерских атак: "Сговора налогового инспектора и почтальона будет достаточно, чтобы захватить любое предприятие". Депутат сообщил о согласованном решении всех фракций, принятом на заседании бюджетного комитета,— о необходимости исключить при втором чтении все нормы законопроекта, касающиеся Налогового кодекса. "И если они не будут исключены, мы во втором чтении за этот закон не проголосуем", — объявил позицию единороссов господин Макаров. По его словам, налоговые нормы проекта не имеют отношения к объявленному президентом курсу на деофшоризацию, "создают атмосферу неустойчивости для бизнеса и наносят серьезный удар по инвестиционному климату".

 

Глава думского комитета по финансовым рынкам Наталья Бурыкина отметила, что вводимое определение бенефициарного владельца носит слишком общий характер — конкретика обещана на уровне документов ЦБ, что не устраивает депутатов. "Хотелось бы до второго чтения увидеть проекты этих нормативных актов",— заявила депутат. При этом критерии определения бенефициаров комитет считает нужным включить непосредственно в закон, а не в ведомственные инструкции. Не согласен комитет и с удвоением объема информации, предоставляемой банками и другими организациями в Росфинмониторинг,— ведомство не справляется и с нынешними объемами данных. В 2011 году только банки направили финразведке 8 млн сообщений о подозрительных и контролируемых операциях — "на выходе" в суды поступило всего 107 уголовных дел от отмывании. "На Западе требования FATF выполняются иначе — банки занимаются не штамповкой сообщений, а анализом подозрительных операций",— напомнила правительству Наталья Бурыкина. Не поддержал комитет и снятие режима банковской тайны с десятков миллионов счетов граждан.

 

С учетом многообразия претензий и политической невозможности отклонить законопроект Белого дома представитель "Справедливой России" Оксана Дмитриева предложила единороссам компромисс: просить правительство до первого чтения исключить из проекта "явно одиозные репрессивные нормы". Парламентское большинство заходить так далеко в споре с правительством не решилось — документ принят в первом чтении 293 голосами за.

 

Коммерсантъ 25.02.2013

 

25.02.2013