на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Генпрокурор России Юрий Чайка заявил вчера, что одной из главных проблем российского предпринимательства является незаконное вмешательство правоохранительных органов — зачастую оно приводит к "разрушительным" последствиям вплоть до банкротства предприятий

Генпрокурор России Юрий Чайка заявил вчера, что одной из главных проблем российского предпринимательства является незаконное вмешательство правоохранительных органов — зачастую оно приводит к "разрушительным" последствиям вплоть до банкротства предприятий.

 

Предпринимателей защитят от незаконного вторжения

 Юрий Чайка готов привлекать к ответственности за "необоснованные проверки" бизнеса

 

Он и другие участники всероссийского совещания прокуроров предложили привлекать виновных в "необоснованных проверках" к административной и уголовной ответственности, а наказание для предпринимателей в виде лишения свободы заменить штрафами.

 

Как сообщил Юрий Чайка, в РФ сохраняется проблема разрешения гражданско-правовых споров "посредством незаконного использования потенциала правоохранительных органов". Только "незначительная часть" проверок бизнес-структур, проводимых контролирующими ведомствами, заканчивается возбуждением уголовных дел, хотя "не искоренена" и практика "необоснованного возбуждения уголовных дел". По остальным, отметил генпрокурор, информация не подтверждается, но даже в этом случае последствия такого вторжения в деятельность предпринимателей "весьма разрушительны — от подрыва деловой репутации до банкротства предприятий". По мнению господина Чайки, каждый случай необоснованных проверок "должен получить принципиальную оценку со стороны прокуроров, и одновременно рассматриваться вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, а при наличии оснований — и к уголовной".

 

В свою очередь, первый заместитель генпрокурора Александр Буксман сообщил, что за последние четыре года прокурорами было рассмотрено около 5 млн ходатайств контролирующих инстанций о проведении таких проверок, однако "каждое второе было отклонено как незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность".

 

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов отметил, что "именно прокуратура сегодня задает темп всем правоохранительным органам по защите прав предпринимателей". "Ваша инициатива дает возможность впрямую обратиться к руководителям прокуратуры в регионах",— сказал он и призвал прокурора Ростовской области Юрия Баранова обратить особое внимание на дело Иосифа Кацива, который "находится в СИЗО уже почти пять лет", а накануне суд вновь продлил ему содержание под стражей (см. "Ъ" от 21 февраля). По словам омбудсмена, на сегодняшний день в его работе находится 639 обращений, большая часть которых связана с уголовным преследованием. "Именно уголовное право стало инструментом давления на предпринимателей. Поэтому сегодня для нас с вами главное — выполнить поставленную президентом задачу: добиться того, чтобы хозяйственные споры рассматривались не в уголовном, а в гражданском правовом поле",— подчеркнул Борис Титов.

 

Полпред правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский призвал отменить досудебные сделки со следствием, которые позволяют правоохранительным органам оказывать давление на обвиняемых и фактически "отменяют правосудие": "В результате нередко оговариваются другие фигуранты, сам обвиняемый не имеет возможности доказывать свою невиновность". Он также выступил за расширение полномочий прокуратуры, "пока еще прокуроры не превратились в декоративную фигуру уголовного процесса, каким был адвокат в советские времена". Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин предложил ввести норму, которая позволила бы считать недействительными результаты проверки, проведенной без санкции прокурора, даже "если они что-то накопали", а также возбуждать дела о дисквалификации "соответствующих чиновников". А вице-президент "Деловой России" Андрей Назаров предложил в наказаниях за экономические преступления "обойтись без лишения свободы". "Гораздо логичнее ввести кратные штрафы,— полагает он.— Если это пересчитать на всех тех 11,5 тыс. предпринимателей, которые находятся в местах лишения свободы, то они, вместо того чтобы сидеть за наш с вами счет в колонии, заплатили бы почти триллион рублей".

 

Первый вице-премьер Игорь Шувалов поддержал предложения и отметил, что ситуация с предпринимательством по-прежнему "далека от идеальной". В частности, российский бюджет, по его словам, ежегодно недополучает до триллиона рублей "в связи с тем, что процветает бизнес у фирм-однодневок". Помощник президента Эльвира Набиуллина подчеркнула, что многие предложения "хорошо бы отработать", так как они позволили бы сделать законодательство "более эффективным".

 

Коммерсантъ 22.02.2013

22.02.2013