на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Госкомпании мешают ФСФР России в борьбе с инсайдом. По мнению регулятора в ряде случаев госструктуры сами пользуются инсайдерской информацией. В 2012 г. ФСФР провела 25 проверок по выявлению фактов манипулирования рынком.

Госкомпании мешают ФСФР России в борьбе с инсайдом. По мнению регулятора в ряде случаев госструктуры сами пользуются инсайдерской информацией. В 2012 г. ФСФР провела 25 проверок по выявлению фактов манипулирования рынком: из них результативными оказались две – по манипулированию акциями РБК и Соликамского магниевого завода.

 

Манипуляторов к ответу

 

В 2012 г. было возбуждено первое уголовное дело по манипулированию акциями «Татбенто», напомнил Гавинский. Сейчас ФСФР проводит более 10 проверок фактов манипулирования рынком, в том числе акциями Номос-банка и «АвтоВАЗа». «Планируем три проверки завершить в ближайшее время», – сказал Гавинский.

 

 

«Если в расследовании манипулирований Федеральная служба по финансовым рынкам достигла уже каких-то успехов, расследование инсайда по-прежнему очень трудная задача для нас, это определенный рубеж», — сказал на вчерашней пресс-конференции руководителя ФСФР Дмитрия Панкина замначальника управления информации и мониторинга финансового рынка ФСФР Денис Гавинский. Это также связано с тем, что зачастую речь идет об инсайдерской информации в госкомпаниях, пояснил Гавинский: «Случаи использования инсайдерской информации в госкомпаниях стоят особняком — в настоящий момент у службы нет опыта работы с госструктурами в таких отношениях». Эту ситуацию надо менять и развивать это направление, добавил он. Служба будет просить больше полномочий, признал Панкин: «Нам необходимо иметь допуск к информации, полученной правоохранительными органами в рамках оперативно-розыскной деятельности». На вопрос, как именно госкомпании мешают следствию и не выставляют ли службу за дверь, Панкин и его сотрудник не стал прямо отвечать, отметив, что «расследование инсайда возможно, но очень затруднено сейчас».

 

На рынке было несколько случаев значительного роста котировок госкомпаний накануне объявления о важных корпоративных событиях. Бумаги «Роснефти» подскочили на 9% за два дня перед подписанием соглашения о стратегическом партнерстве с ExxonMobil в августе прошлого года. Акции «Калины» в сентябре — октябре 2011 г. показали еще более впечатляющий рост, примерно на 75%, за две недели перед тем, как стало известно о поглощении компании (82%) Unilever. В обоих случаях служба провела проверки, но ничего не подтвердила, рассказывал ее представитель. Также недавно использование инсайда участники рынка увидели в сделках с акциями ВТБ. За три дня — перед появлением информации о том, что в капитал банка может войти суверенный фонд Катара, — акции выросли с 0,528 до 0,56 коп. за акцию на высоких оборотах, рассказывает трейдер одного из инвестбанков.

 

«Данную информацию мы не комментируем», — передали в пресс-службе ВТБ. В других госкомпаниях также не ответили на запрос «Ведомостей».

 

Внимание ФСФР к госкомпаниям объяснимо, говорит президент «Финама» Владислав Кочетков: «Они самые капитализированные, самые крупные движения средств проходят именно в этих бумагах, соответственно, и заработать на использовании инсайдерской информации в Сбербанке или “Газпроме” можно значительно больше».

 

В работе находится несколько проверок по случаям, в которых предполагается неправомерное использование инсайдерской информации, сказал представитель ФСФР, не став уточнять, какие это случаи. Это весьма трудоемкая работа, кроме того, некоторая сложность сопряжена со сроками проведения проверок: максимальный срок, который отводится службе на проведение таких проверок, — восемь месяцев, что ничтожно мало исходя из международного опыта результативного завершения проверок, настаивает он.

 

Суть проблемы в том, что ФСФР ведет свое расследование не в рамках уголовно-процессуальной процедуры: она не может ни прослушивать телефоны, ни просматривать мейлы (зачастую только так и можно найти инсайдера), а всего лишь делает запросы, поясняет партнер Ernst & Young Михаил Махотин. Формальных отговорок у компаний при этом может быть много, отмечает Махотин: «Если у нее высокое политическое влияние, она может игнорировать по формальными признакам — “неправильно оформлено” или “эта информация никак не продвинет дело”; также сведения, запрашиваемые ФСФР, могут выдавать за служебную или гостайну, хотя фактически они таковыми не являются». И тогда единственный рычаг воздействия — штраф в несколько тысяч или отзыв лицензии, констатирует Махотин.

 

по материалам газеты

Ведомости 19.02.2013

20.02.2013