на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Сергей Михайлов: «Для нас самое главное, чтобы быстрее на рынке появился мегарегулятор».

Сергей Михайлов: «Для нас самое главное, чтобы быстрее на рынке появился мегарегулятор».

Ставка на пенсионные деньги сыграла с управляющими злую шутку: их бизнес стал сильно зависеть от инвестиционной политики крупных НПФ. Глава одной из крупнейших компаний, группы «КапиталЪ Управление активами», СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВ делает ставку на диверсификацию активов и считает, что сделать рынок более цивилизованным и ликвидным — задача вполне по силам новому мегарегулятору, создаваемому на базе ЦБ и ФСФР.

Как вы оцениваете состояние рынка коллективных инвестиций?

— Я бы ответил так: на рынке есть практически все продукты. Есть ритейл, что подразумевает наличие у УК сети, банка или страховой компании. Есть институциональные клиенты, НПФ, структурные продукты. Отдель­ный сегмент — ЗПИФы, проектные инвестиции, венчурные и фонды прямых инвестиций. Все это разные бизнесы, в них совершенно разные люди… Есть конкуренция по отдель­ным видам продуктов, но в целом понятно, что рынок заболел вместе с экономикой. Акции попадали в цене, доходность по долговым инструментам также снизилась. В связи с этим регулятор должен был рассказать участникам рынка, куда им направить усилия, что скорректировать. К сожалению, этого не произошло.

— Я согласен, что на рынке много инвестиционных предложений, но последние год-два многие управляющие переключились исключительно на обслуживание пенсионных денег. Почему это, по-вашему, происходит?

— Потому что всем кажется, что самое простое — это пенсии. Казалось бы, получил деньги, разложил их по портфелям и сиди, жди результата. На самом деле если подходить к этому процессу честно, то должен быть предусмотрен ряд процедур, включающий работу риск-менеджмента, аналитиков, стратегию принятия инвестиционных решений. У нас, например, все пенсионные активы разложены по семи портфелям с разным уровнем риска. А кроме того, берем на себя часть позиций, поэтому в случае проблем компания также рискует потерять деньги. И это не виртуальные обязательства перед клиентом: есть резервный фонд, который пополняется частично из средств акционера, а частично из прибыли управляющих компаний.

— Вы вкладываете пенсионные деньги в проекты группы «КапиталЪ Управление активами»? Например, в спортивные объекты?

— Нет. Мы и наши клиенты инвестируем в паи фондов недвижимости, которые инвестируют в жилье. У них высокая ликвидность, а кроме того, у нас есть компетенция в этом бизнесе. Наша компания ООО «УК «КапиталЪ ПИФ» уже шесть лет на рынке строительных проектов в регионах. Фонды показывают хорошую доходность — она выше, чем доходности по облигациям. В 2012 году по нашим фондам недвижимости, инвестирующим в строительство, доходность составила 11,34%, в 2011 году — почти 10%.

— Каковы финансовые результаты группы за 2012 год?

— Мы заработали свыше 700 млн руб. чистой прибыли.

— Почему у вас в группе нет венчурного бизнеса и фондов прямых инвестиций?

— У нас были предложения, связанные с финансированием венчурных проектов, но мы за это не брались. Просто потому, что в компании не было соответствующей экспертизы.

— А как же история с фондом «Росинфокоминвеста», право управлять которым выиграла управляющая компания «КапиталЪ»? Почему все-таки не получился этот проект и фонд был передан УК «Лидер»?

— У нас было обязательство Минкомсвязи, что они поставят нам какое-то число венчурных проектов, в которые могут быть инвестированы средства фонда. Но ни один из проектов, которые мы получили, не соответствовал нормальным требованиям для инвестиций. Чиновники все равно настаивали, чтобы мы направили туда деньги. Но мы отказались, потому что у фонда существовали гарантии возвратности. Отправить деньги «в никуда», а потом расплачиваться своими средствами? Нам этот вариант не понравился, и поэтому мы разошлись. Хотя компания заработала фонду прибыль, которую, я думаю, мы никогда не получили бы за счет тех проектов, в которые нам предлагали вложиться.

— Что изменится в бизнесе управляющих компаний в связи с предстоящим снижением притока пенсионных денег и тем, что НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» вывел 22 млрд руб. из-под управления компаний группы?

— Мы к этому были готовы. Конечно, придется немного скорректировать свои планы, но у нас 36 пенсионных фондов размещают свои деньги. Думаю, пройдет полгода, и наши активы под управлением снова будут расти. Причем даже если на накопительную часть будет идти только 2% от страховых взносов, все равно счета граждан, выбравших НПФ или УК, будут прирастать. Для нас самое главное, чтобы быстрее на рынке появился мегарегулятор, который будет планировать его развитие, решать какие-то проблемы…

— То есть вы рассчитываете, что объединенные структуры ФСФР и ЦБ могут кардинально изменить ситуацию?

— Я просто могу оценить разницу между Банком России, создавшим систему, при которой банки могут быстро получить лицензию и эффективно заниматься интересующим их бизнесом — от брокериджа до услуг депозитарного хранения, и ФСФР. У нас накопился огромный список предложений к регулятору, в котором есть вещи, которые он просто обязан делать, чтобы инвестиционный рынок выглядел привлекательно. Многие наши инициативы совпадали с поручениями, которые ФСФР давали руководители правительства. А что в итоге? Они за несколько лет не смогли провести даже документ о разнесении убытков по счетам, что позволило бы инвестировать пенсионные деньги на более долгий срок, а не как сейчас — на несколько месяцев. А ведь это даже не закон, а документ, который имеет статус приказа.

Сейчас весь рынок ждет принятия нескольких нормативов, которые сделают бизнес по управлению активами более функциональным и цивилизованным. Очень верю, что ЦБ и правительство что-нибудь сделают с экономикой, иначе большие деньги на рынок так и не придут.

РБК daily

19.02.2013