В 2012 году налоговые инспектора стали реже посещать крупные компании с выездными проверками, следует из данных ежегодного обзора российского налогового климата, проведенного российским подразделением Ernst & Young. Главными спорными налогами в России по-прежнему остаются налог на прибыль и НДС — в основном налоговики ловят компании на недостаточном экономическом обосновании и документальном подтверждении расходов
Компании изыскали резервы добросовестности
ФНС в 2012 году научила бизнес остерегаться контрагентов
Прежде высокая доля разбирательств, связанных с недобросовестностью контрагентов проверяемых, существенно снизилась — не без помощи ФНС компании стали осмотрительнее в выборе партнеров.
Налоговый обзор по итогам ежегодного опроса крупнейших российских и работающих в РФ международных компаний «Эрнст энд Янг» делает уже восьмой раз. Среди выявленных положительных тенденций 2012 года — снижение числа выездных налоговых проверок. 35% руководителей сообщили, что налоговые инспектора сейчас являются в их компании с визитами один раз в три года (в 2011 году о такой периодичности заявляли 25%). Об одной проверке за два года в опросе-2012 сообщили 27% руководителей (годом ранее — 49%). Таким образом, типичной для крупного бизнеса становится одна выездная налоговая проверка в три года, а не в два, как ранее.
Результаты посещений проверяющих все те же. Большая часть доначислений, сделанных по итогам проверок, пришлась на два налога — на прибыль (такие претензии были выставлены 48% респондентов) и НДС (38%). Основные причины доначислений — недостаточное, по мнению инспекторов, экономическое обоснование расходов (61% опрошенных), неполное документальное подтверждение трат (50%), квалификация поставщиков в качестве недобросовестных налогоплательщиков (22%). По части НДС главными причинами доначислений были вычет входящего налога по экономически необоснованным расходам (39%), вычет по документально не подтвержденным затратам (33%), а также входящий НДС, уплаченный поставщикам, являвшимся, по мнению налоговых органов, недобросовестными налогоплательщиками (17%). Таким образом, прежний «хит» — «недобросовестность» контрагентов — уже не является самым распространенным основанием для доначислений (в 2011 году о таких претензиях со стороны налоговиков сообщили 50% опрошенных). В E&Y это объясняют тем, что налогоплательщики, не без помощи ФНС, стали проявлять больше осмотрительности при выборе контрагентов. Не вступившие пока в полной мере в силу новации в правилах контроля за трансфертным ценообразованием пока не особо беспокоят бизнес. Доля респондентов, указавших на корректировку цен с учетом «трансфертных» правил в качестве причины для дополнительного начисления НДС, в сравнении с 2011 годом увеличилась незначительно — с 9% до 11%.
Согласно данным опроса, 36% компаний в 2012 году согласились с проведенными доначислениями, 32% не согласились и еще 32% согласились частично. Попытки компаний оспорить решение в большинстве случаев по-прежнему заканчиваются неудачей. Оспорить сумму доначислений удалось в 45% случаев несогласия, не удалось — в 55%. Интересно, что суд перестает быть единственным местом, где компании могут отстоять свою точку зрения на размер своих обязательств перед государством. Как следует из результатов опроса, в 2012 году одинаково эффективны были все три этапа налогового спора. 29% компаний смогли оспорить сумму дополнительных налогов еще на этапе подготовки решения налоговиками (то есть после получения акта проверки, но до вынесения решения). 27% решили исход дела в свою пользу после обращения в вышестоящий налоговый орган. Наконец, 32% сделали это «по старинке» — после обращения в суд (выигрыш в основном пришелся на стадию кассации). Очевидная причина такого расклада — более эффективное использование механизма обязательного досудебного обжалования (по нему, напомним, налогоплательщик не вправе обратиться в суд до тех пор, пока не попробует оспорить решение своей инспекции в вышестоящем налоговом органе).
Коммерсантъ 31.01.2013
31.01.2013