Благотворителей одарят налоговыми вычетами
К 2014 году физические лица смогут компенсировать себе часть пожертвований. Минэкономики опубликовало проект постановления правительства, содержащий план поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций до 2018 года. В рамках развития "социального предпринимательства" в 2013 году Белому дому предлагается освободить от налогообложения до 10% прибыли юридических лиц и все перечисления физических лиц социальным НКО, а также разрешить благотворительным организациям софинансировать высокотехнологичную медпомощь.
План Минэкономики, содержащий проектный перечень шагов Белого дома до 2018 года в рамках развития социального предпринимательства (см. "Ъ" от 9 ноября), фиксирует необходимость принятия правового акта, позволяющего ведомству ежегодно распределять на конкурсной основе субсидии региональным бюджетам на поддержку социально ориентированных НКО, а также федеральных субсидий самим НКО на популяризацию, развитие и поддержку такого рода деятельности. Однако помимо этого Минэкономики предлагает зафиксировать постановлением правительства необходимость разработки к определенной дате смежных законопроектов, в том числе по налоговым льготам в пользу социальных НКО.
Уже анонсированный законопроект, вносящий в Налоговый кодекс вычеты для физлиц и юрлиц при направлении ими пожертвований социальным НКО, предлагается принять во втором-третьем кварталах 2013 года Минэкономики и Минфином. Напомним, предлагается вычитать из базы по налогу на прибыль перечисления юрлиц социальным НКО, равно как и перечислений в эндаументы (фонды целевого капитала) некоммерческих организаций, до 10% прибыли. В отношении физлиц Минэкономики предлагает гораздо более либеральный порядок: социальный налоговый вычет (вычитаемый из базы по налогу на доход физических лиц) предлагается предоставлять гражданам на всю сумму их пожертвований в течение года такой некоммерческой организации — по сути, государству предлагается компенсировать предельно до 13% сделанных пожертвований. Кроме этого Минфину и Минэкономики предлагается освободить все НКО с поступлениями в них пожертвований менее чем в 3 млн руб. в год от обязательного аудита, перевести их на специальную упрощенную форму отчетности, а также создать систему публикации отчетов социальных НКО в сети. К четвертому кварталу 2013 года предлагается снять ограничения на формирование благотворительными организациями целевого капитала.
Судя по всему, эти меры, как предполагает Минэкономики, в ускоренном порядке позволит к 2014 году создать пул социальных НКО, способных принимать участие в упомянутых выше региональных и федеральных конкурсах по распределению субсидий на социальные программы. Исходя из того, что методические рекомендации по оказанию госуслуг (в том числе в рамках госзадания) негосударственными учреждениями Минфин и Минэкономики, согласно проекту плана, должны разработать в четвертом квартале 2013 года, сама по себе конкуренция госструктур и социальных НКО за право предоставления соцуслуг должна начаться в 2014 году. Тогда же Минюст и ФНС должны обеспечить публикацию уставов некоммерческих организаций в сети. В 2013 году Минобрнауки должно включить в программы среднего и высшего образования "тематики" социально ориентированных НКО, благотворительности и добровольчества, а Минсвязи — заняться социальной рекламой такого рода деятельности.
Наиболее интересным в плане Минэкономики является предложение Минздраву выступить к третьему кварталу 2013 года соразработчиком федерального закона, открывающего возможность благотворительным организациям софинансировать оказание высокотехнологичной медпомощи (ВМП). Напомним, такого рода медпомощь оказывается за счет бюджета вне системы ОМС, при этом часть расходов на нее может не соответствовать стандартам медицинской помощи. Предложение допустить благотворительные организации к оплате медуслуг вне стандартов ВМП решит часть проблем сектора, на которые уже неоднократно указывали благотворительные организации, в ряде случаев из-за проблем законодательства вынужденные организовывать лечение своих подопечных за пределами России, однако одновременно дестимулирует Минздрав расширять стандарты ВМП. Развитие благотворительности в области здравоохранения, которое многие сейчас считают временной и вынужденной мерой, явно рассматривается Минэкономики как возможный постоянный механизм компенсации благотворительными структурами недофинансирования федеральным бюджетом растущего спроса на ВМП.
Пока неизвестно, в какой степени будут выполнены планы Минэкономики, предусматривающие чрезвычайно быстрое по российским меркам (в течение двух лет) разворачивание сети "социального предпринимательства", основывающегося преимущественно на государственном субсидировании такого рода деятельности. Ограничивающим фактором для такого рода проектов в России выступает достаточно низкий уровень безработицы — в странах ЕС, откуда импортируются на уровне идеологии принципы организации системы, они основываются в первую очередь на уже существующих институтах гражданского общества и на наличии существенного числа невостребованной рабочей силы. В России же аналогичная схема может привести во многих случаях к оттоку кадров из муниципальных и региональных социальных учреждений — не исключено, что социальные НКО будут предоставлять как работодатель более льготные условия работы.
Газета Коммерсант
27.11.2012