Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам России Дмитрий Панкин сделал первый за полтора года практический шаг по реорганизации ФСФР — начато объединение в одной структуре лицензирования участников финансового и страхового рынков. Сложность реорганизации заключается в том, что ФСФР не хватает сотрудников, при этом служба обязана их сокращать.
ФСФР сливает лицензии
В службе наконец началась реорганизация
Как стало известно "Ъ", ФСФР проводит реорганизацию структуры своего центрального аппарата. Изменения коснутся трех управлений: регулирования и контроля над коллективными инвестициями; регулирования деятельности участников финансового рынка; страхового надзора. По словам собеседника "Ъ", близкого к ФСФР, отделы лицензирования этих департаментов могут быть объединены в один. "Например, лицензированием НПФ и управляющих компаний занимаются два разных отдела, при этом процедуры отличаются незначительно",— поясняет собеседник "Ъ". "Реорганизация проводится в целях оптимизации внутренней структуры центрального аппарата ФСФР. На данном этапе проводится объединение подразделений по лицензированию профучастников финансового рынка и страховых компаний. В целом оптимизация структуры связана с необходимостью объединить однотипные функции, осуществляемые разными подразделениями",— подтвердили в ФСФР.
Это первые практические шаги ФСФР по оптимизации структуры службы с момента присоединения к ней Росстрахнадзора и смены руководителя. По словам источников "Ъ", еще летом глава ФСФР Дмитрий Панкин подготовил проект реорганизации. "Руководителю службы понадобился год, чтобы разобраться в ее работе",— говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией.
Технически реорганизация проводится через увольнения, говорит источник "Ъ": сотрудники управлений были выведены за штат службы, однако это сделано для того, чтобы принять их в штат уже новой структуры. Однако в новую структуру, которая будет заниматься лицензированием, попадут не все — часть сотрудников может быть сокращена, продолжает собеседник "Ъ". Впрочем, другой источник "Ъ", близкий к службе, говорит о том, что сокращений постараются избежать.
Дело в том, что ФСФР оказалась в сложной ситуации — с одной стороны, служба испытывает нехватку кадров. Господин Панкин неоднократно заявлял, что ФСФР не хватает 400 сотрудников, а также средств для привлечения кадров с рынка. С другой стороны, ФСФР подпадает под прошлогодний указ Дмитрия Медведева об оптимизации численности госслужащих, предусматривающий их сокращение минимум на 20%. Согласно документу в 2011 и 2012 годах предполагается сократить по 5%, а в 2013 году — 10% предельной численности госслужащих. Кроме того, проект федерального бюджета запрещает правительству принимать решения, приводящие к увеличению в 2013 году численности федеральных государственных служащих и работников федеральных казенных учреждений. В данный момент в ФСФР работают 486 человек в центральном аппарате и 1118 — в территориальных управлениях.
По словам собеседников "Ъ", ситуация, в которую попала ФСФР, с одновременной нехваткой сотрудников и необходимостью сокращать их число стала одной из причин начала дискуссии о создании мегарегулятора финансового рынка путем перевода ФСФР в структуру Банка России.
Планы создания мегарегулятора, с которыми последние кадровые решения ФСФР никак не связаны, косвенно ставят под вопрос их целесообразность, считают собеседники "Ъ". "Так как процесс реорганизации запущен, он согласован в правительстве, остановить его уже не получится,— говорит один из них,— но если ФСФР войдет в структуру ЦБ, явно будет пересматриваться вся структура службы". Как заявил "Ъ" высокопоставленный собеседник в ФСФР, реорганизация службы была затеяна задолго до разговоров о необходимости создания мегарегулятора и никак не связана с ним. "Если настраиваться на мегарегулятора, можно вообще ничего не делать и тихо ждать, когда одну структуру вольют в другую",— возражает высокопоставленный источник "Ъ" в ФСФР. Однако, по его словам, ФСФР все же затеяла структурные изменения, чтобы регулятор соответствовал своим полномочиям: "ФСФР желает заниматься развитием и регулированием рынка".
Коммерсантъ 08.11.2012
09.11.2012