Лицензионному либерализму положен предел
// Правительство объявило, из каких отраслей оно не уйдет
Правительство внесло в Госдуму новую версию закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", который уже с осени 2010 года должен заменить действующий одноименный закон от 8 августа 2001 года. Новая версия закона обозначает окончательные границы делицензирования в отраслях, которое начато Белым домом в 2005 году. Старый закон выдержал с момента принятия более 30 редакций, причем из 104 видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии. В настоящий момент для 40% видов деятельности лицензирование или уже отменено по инициативе президента, Минэкономики или Минфина, или отменяется с момента вступления в силу технических регламентов. В новой версии закона лицензированию подлежит 49 видов деятельности. Впрочем, масштабного делицензирования в отраслях закон уже не предусматривает: сокращение списка происходит в основном за счет укрупнения статей старого списка. Кроме того, закон фиксирует заранее объявленную отмену лицензирования с 2013 года медицинской и фармацевтической деятельности (см. "Ъ" от 10 июля).
Оставшийся список можно считать, по крайней мере на длительное время, постоянным. Последнее "системное" дерегулирование в законе — делицензирование обычных грузоперевозок всеми видами транспорта, кроме воздушных, если речь не идет об опасных грузах или пассажирских перевозках. Не состоялось и ожидавшееся ранее делицензирование автоперевозок пассажиров: лицензия не нужна лишь для регулярных перевозок менее чем восьми человек. С принятием закона, очевидно, единственным легальным способом отмены лицензий является принятие соответствующих техрегламентов. Плохой новостью для владельцев нынешних лицензий является необходимость однократного переоформления действующих лицензий, не соответствующих новому закону (например, по укрупненным и переименованным пунктам старого списка). Впрочем, это разовая операция, осуществляемая за госпошлину.
В остальном лицензионный режим, предлагаемый новым законом, существенно мягче действующего. Все лицензии в РФ признаются по умолчанию федеральными: с федерального уровня могут передаваться на уровень регионов полномочия по лицензированию, но в этом случае работа по "региональной" лицензии в другом регионе осуществляется в уведомительном порядке. Отзыв лицензии может производиться только через суд и лишь по основаниям, указанным в опубликованных условиях лицензии: без суда лицензия может лишь приостанавливаться, и лишь в отношении лицензиатов, оштрафованных госорганом или судом за нарушение условий лицензии. После выдачи лицензии плановая проверка условий ее соблюдения проводится через год, а затем — раз в три года. Внеплановые же проверки в случае грубого нарушения условий лицензии разрешены, но лишь по предварительному уведомлению или если лицензиатом уже предположительно нанесен ущерб здоровью не менее пяти граждан одновременно (или есть хотя бы одна жертва), окружающей среде — без уведомления, но с санкции прокуратуры.
Впрочем, правительство не смогло удержаться от возможности назначать внеплановые проверки кого угодно и где угодно от своего имени. Такая проверка соблюдения условий предоставления лицензии может быть назначена лицензирующим органом по приказу или поручению правительства РФ или президента.
Коммерсантъ 03.08.2010
Сэкономить на лицензии
Получить ее станет быстрее, дешевле и проще
Государство решило всерьез снизить административное давление на бизнес, упростив для него порядок получения лицензий. Законопроект, который полностью заменит старый закон о лицензировании отдельных видов деятельности, был внесен правительством в Госдуму в прошлую пятницу. Поправки призваны не только устранить коллизии, существующие из-за большого количества законов, регламентирующих выдачу разрешительных документов, но и внести новшества в деятельность контролирующих органов. Юристы же считают, что главная проблема не в законе, а в его применении.
Предлагаемые изменения появились в результате мониторинга сферы лицензирования, проведенного в период с 2006 по 2008 год. Исследования проводились в области влияния государства на бизнес. Проверке подверглось и само законодательство. Как итог — 13 видов деятельности, подлежащих лицензированию, имеют свои собственные, зачастую противоречивые, нормы регулирования. Так, по ряду их органы, выдающие лицензии, могут на свое усмотрение не только приостанавливать их действие, но и аннулировать их. Нет в таких законах и исчерпывающего перечня требований для получения лицензии, что приводит к выборочной выдаче разрешений и является очагом разрастания коррупции.
Эти факты подтолкнули правительство к принятию нового закона, который должен облегчить жизнь предпринимателям. Не затронет закон только ряд видов бизнеса, в том числе биржевую деятельность и страхование. Важным послаблением будет и дальнейшее сокращение видов бизнеса, для работы в котором необходимо получать лицензии. Затронет это, в частности, обеспечение авиационной безопасности и медицинскую деятельность.
По задумке инициаторов, выдаваемые лицензии будут бессрочными. Эксперт BDO в России Юлия Грачева считает, что введение бессрочной лицензии существенно облегчит жизнь предпринимателям. «Однако сложности при получении лицензии зачастую связаны не с законодательством, а с поведением тех или иных должностных лиц. А это уже вопросы правоприменения, которые не исправить одними поправками», — заключила г-жа Грачева.
Впрочем, отмена лицензирования не всегда идет на пользу участникам рынка и потребителям. Например, отмена разрешений на организацию морских перевозок привела к появлению на этом рынке массы непрофессионалов. «Уровень компаний оставляет желать лучшего. Рынок наводнен предпринимателями, не обладающими минимальными навыками для данного вида деятельности», — пояснили в компании Limco Logistic.
РБКdaily 03.08.2010
03.08.2010