на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Мегарегулятор готовят к Масленице. Минфин, ФСФР и ЦБ готовы создать его до весны 2013 года.

Мегарегулятор готовят к Масленице.

Минфин, ФСФР и ЦБ готовы создать его до весны 2013 года.

Минфин почти завершил сбор мнений по вопросу создания мегарегулятора на базе ЦБ. Со сценарием, при котором ФСФР переводится под крыло Банка России и при этом законодательная инициатива остается за Минфином, согласились и ЦБ, и присоединяемая служба. Авторы доклада в правительство предлагают завершить организационные процедуры в 2013 году. Всеобщего оптимизма, как уже писал "Ъ", не разделяет сейчас только Минэкономики.

ЦБ и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) согласились с планами Минфина по реформе финансового регулирования и надзора в РФ, в рамках которой функции службы будут переданы ЦБ. Банк России таким образом станет мегарегулятором финансового рынка, а Минфин сохранит за собой законодательную функцию в этой области. Это следует из письма главы министерства Антона Силуанова от 20 сентября главам ФСФР — Дмитрию Панкину, Минэкономики — Андрею Белоусову, председателю Банка России Сергею Игнатьеву и главе рабочей группы по созданию международного финансового центра Александру Волошину, которое цитирует агентство "Интерфакс-АФИ". Согласно письму, Минфин "в соответствии с протоколом совещания" у первого вице-премьера Игоря Шувалова от 28 августа 2012 года направил в четверг "подготовленный с учетом прилагаемых предложений" ФСФР и ЦБ проект доклада правительства РФ президенту... "и просит согласовать его в суточный срок". 

Новая конфигурация надзора предполагает назначение сотрудников ФСФР на должности служащих ЦБ в порядке перевода. Также Банк России получит имущество ФСФР, а сама служба будет ликвидирована. "Считаем важным, чтобы все необходимые организационные процедуры завершились в 2013 году, не привели к потере кадрового состава ФСФР, позволили максимально быстро задействовать ресурсы ЦБ РФ для укрепления материально-технической базы, необходимой для реализации этих полномочий, и не ухудшили качество текущего регулирования финансовых рынков",— говорится в проекте доклада. 

К документу прилагаются предложения ФСФР и ЦБ. В письме за подписью главы ФСФР Дмитрия Панкина, в частности, говорится, что оптимальным будет преобразование ФСФР в отдельную организацию в системе ЦБ с последующим выделением в структуре Банка России блоков, ответственных за реализацию денежно-кредитной политики, обеспечение национальной платежной системы и регулирование и надзор на банковском и финансовом рынках. В письме ЦБ за подписью первого зампреда Алексея Улюкаева, в свою очередь, отмечено, что во избежание конфликта интересов (ЦБ является самостоятельным участником финансового рынка) функции по предотвращению, выявлению и пресечению злоупотреблений в части неправомерного использованию инсайда и манипулирования рынком, по защите интересов потребителей финансовых услуг, определению понятия квалифицированных и неквалифицированных инвесторов и защите прав миноритариев предлагается передать в отдельное агентство. 

"К нам доклад о создании мегарегулятора не поступал",— заявил источник "Ъ" в правительстве. По его словам, сейчас сложно судить о деталях — будет ли, например, у главы обособленной организации, в которую превратится ФСФР под сенью ЦБ, статус первого зампреда Банка России (такой сценарий предлагает Дмитрий Панкин). Собеседник "Ъ" называет это "деталями второго этапа — пока же, чем более общими будут определения, тем проще будет реализовывать идею". Спешность, с которой вдруг начали готовить создание мегарегулятора (в частности, ЦБ настаивает на завершении процедуры в первом квартале 2013 года), чиновники объясняют пониманием, что "если будут записаны сроки "в течение двух-трех лет" — вообще никто ничего делать не будет". 

Таким образом, единственным противником создания мегарегулятора в экономическом блоке Белого дома сейчас остается глава Минэкономики Андрей Белоусов. По его словам, на первом этапе создания мегарегулятора (объединение страхового и финансового надзора) ФСФР стала единственным исключением из административной реформы — "орган ФСФР... соединил в себе и нормотворческие, и контрольные функции, и в этом был определенный смысл". Но при переходе к новой конфигурации, считает он, "можно создать конфликт интересов уже внутри Центрального банка". "Это меня несколько настораживает",— отмечает господин Белоусов. 

 Газета "Коммерсантъ"

24.09.2012