на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Нельзя не успеть! Новый Гражданский кодекс должен заработать с начала года.

Нельзя не успеть! Новый Гражданский кодекс должен заработать с начала года.

Наиболее острые вопросы, связанные с новой редакцией Гражданского кодекса, вчера обсудили на площадке открытого правительства. Новую версию ГК готовят уже несколько лет. Сегодня она принята в первом чтении, в экспертном сообществе и в парламенте идут ожесточенные споры и консультации по подготовке документа ко второму. В думский комитет поступило более 2000 поправок, его глава Павел Крашенинников утверждает, что как минимум половина нашли отражение в новой редакции. Депутаты находятся в жестком цейтноте, и подтверждение тому хотя бы тот факт, что если новая версия "экономической конституции" не вступит в действие 1 января 2013 года, 60 000 крестьянско-фермерских хозяйств окажутся вне правового поля. Своими точками зрения с представителями бизнеса и юристами поделились вчера депутат Павел Крашенинников, глава РСПП Александр Шохин и министр по вопросам "Открытого правительства" Михаил Абызов. Депутат выразил уверенность в том, что документ в любом случае будет принят и даже обозначил сроки его вступления в действие. Второе чтение запланировано на конец октября - начало ноября. Вступать в силу закон будет постепенно. "Положение о крестьянско-фермерских хозяйствах и положение о сервитутах будем вводить либо с 1 января, либо с момента опубликования, - пообещал Крашенинников. - Основная часть текста вступит в действие с 1 марта. Отдельные положения по нотариальным сделкам и вопросы по объектам недр и вод, и предложения по договору банковского счета - через полгода после вступления общих. Это будет лестничный, многоступенчатый порядок введения. В целом текст планируем ввести с 1 марта, хотя есть другие варианты, они рассматриваются". Одним из самых острых дискуссионных моментов стала обязательная нотариальная форма сделок с недвижимостью. Норма, запланированная как мера защиты, тем не менее вводится как обязанность. Деловые сообщества оказали яростное сопротивление этой идее, и в итоге были от нее освобождены. "Мы договорились, что у нас будет предусмотрена обязательная нотариальная форма сделок с недвижимостью, только если хотя бы одна из сторон является гражданином", - сообщил Крашенинников. Однако РСПП, "ОПОРА", ТПП и "Деловая Россия" не устроил и этот вариант. "Одно дело - право, другое - обязанность. Пока мы не знаем окончательной версии закона о нотариате и новых тарифов, этот вопрос необходимо оставить даже для граждан". Еще одним острым моментом стали поправки, связанные с работой акционерных обществ. Аффилированность сегодня является достаточно размытым определением и в ряде случаев практически недоказуема, но в Гражданском кодексе определяющие нормы не появятся. "Мы с Волошиным обмениваемся письмами в прессе по поводу поправок, связанных с понятием аффилированности, - рассказал Крашенинников. - Но коллеги подтвердят - это предмет скорее антимонопольного законодательства". "Отказались от норм аффилированности, потому что посчитали, что есть определенная неувязка между предложениями в ГК, нормами антимонопольного законодательства и отсутствием корреспондирующих связей, что могло привести к неопределенности". Глава рабочей группы по созданию МФЦ Александр Волошин сообщил, что он, в общем, и не настаивает на немедленном включении этих норм в Гражданский кодекс. "В той или иной степени это в любом случае будет включено в законодательство - пусть в антимонопольное", - пояснил он "РГ". В нынешней редакции ГК введены нормы, ощутимо уменьшающие прозрачность работы ОАО: уходит норма, дающая акционеру право безоговорочно получать информацию о деятельности компании. Акционер, имеющий более 10% акций, лишается права требовать аудита компании в любое время. Коллегиальные органы управления получают право создавать дочерние предприятия, филиалы и представительства, не ставя в известность собрание акционеров. По мнению Александра Шохина, это меры не запретительные, а стабилизирующие. "Требование информации любым миноритарием с одной акцией может нанести вред корпорации, - сообщил он "РГ". - Требовать аудит в любое время - большое обременение для компании: и организационное, и финансовое. Эта норма может быть прописана либо в законе, либо в уставе. Нужны обстоятельства, которые являются достаточными для проведения аудита. Что касается права создания дочерних филиалов коллегиальным органом управления... Там акционеры представлены и через директоров и через независимых директоров, которые защищают интересы компании. Речь идет не о тайных сделках, а о сделках, которые не предполагают публичное информирование до осуществления". Шохин пояснил, что существует процедура вынесения таких решений на собрание акционеров "постфактум", с другой стороны, есть механизм, при котором собрание акционеров дает руководящему органу право на осуществление таких сделок на определенный срок. "В законе или уставе должны быть сформулированы обязанности раскрытия информации либо акционерам, представляющим определенное количество акций, либо некоторые дела должны раскрываться, если они наносят ущерб компании", - заключил глава РСПП, не уточнив, как именно акционеры узнают о нанесенном ущербе при блокировании информации о ее деятельности. "Те замечания, которые были представлены РСПП, направлены на поиск баланса, - убежден Михаил Абызов. - Не предоставляя возможности манипуляции законодательством с необъективными целями и задачами, предоставить защиту и сохранение прав. Эта работа в течение месяца может быть продолжена и ко второму чтению, если оно состоится в указанные сроки, выйдет на согласованное решение. ГК фундаментальный документ, который определяет основы правоотношений. Та работа, которая проводится уже четыре с лишним года, подход, предложенный участниками и разработчиками закона в поэтапном вступлении в силу, позволит адаптировать существующие правоотношения через переходный период к вступлению в новые". Министр пообещал, что все время, оставшееся до второго чтения, несколько экспертных групп будут работать по своим направлениям, после чего будет синтезирован общий результат: "Проведем общее итоговое публичное открытое обсуждение итоговых версий, где будут представлены окончательные решения, принятые законодателем совместно с экспертным сообществом, после чего документ пойдет на второе, третье и четвертое чтения".

Российская газета.

20.09.2012