Госдума провела парламентские слушания по основным направлениям налоговой политики на 2013-2015 годы. Обычно формальное мероприятие обернулось акцией массового выражения недовольства Минфином: депутаты, представители регионов и крупного бизнеса уже не согласны со своей ролью молчаливых наблюдателей за процессом принятия решений в налоговой сфере. Первым успехом фронды во главе с председателем бюджетного комитета Андреем Макаровым стало согласие Минфина обсуждать "направления" до их одобрения правительством, то есть в феврале, а не в мае, как сейчас.
Тон слушаниям задал первый зампред палаты Александр Жуков: "В дальнейшем обсуждение "основных направлений" в парламенте будет проводиться значительно раньше, в феврале каждого следующего года, с тем чтобы правительство могло услышать мнение всех заинтересованных сторон". После него эту вроде бы очевидную мысль — о необходимости обсуждать документ до его утверждения, а не после — повторяли уже все выступавшие. Вплоть до министра финансов Антона Силуанова, легко согласившегося на перенос сроков, "поскольку именно парламент принимает решения по изменению налоговой системы". Мысли о том, изменится ли что от того, что Минфин будет игнорировать пожелания думцев и налогоплательщиков на более ранней стадии, никто развивать не стал.
Антон Силуанов, изложивший суть "направлений", подтвердил посткризисный курс ведомства на замораживание налоговых ставок. Подход Минфина в налоговой сфере: "Стабильность с уточнениями". Со слов министра снижения налоговой нагрузки ждать не стоит — разве что в увязке с сокращением госрасходов. Да и вообще, фискальная нагрузка в РФ не велика — 35,6% от ВВП в 2011 году. Если вычесть повышенное бремя нефтегазовой отрасли, то этот показатель и вовсе снизится до 25,5%. "Это вполне конкурентоспособный, невысокий уровень налоговых изъятий — на одном уровне с США и Южной Кореей",— обнадежил собравших министр. Изложенные Антоном Силуановым и ранее описанные "Ъ" задачи ведомства на ближайшую трехлетку таковы. Поднять нагрузку на газовый сектор, увеличить алкогольные и табачные акцизы, ввести "рыночный" налог на недвижимость, начать отмену льгот по налогам на имущество, на землю для инфраструктурных монополий, отменить налог на движимое имущество организаций. Кроме того, обещано усиление борьбы с "минимизаторами" налогов через офшоры и расширение налоговых полномочий местных властей.
Президент РСПП Александр Шохин похвалил Минфин за намерение отменить налог на "движимость" и сохранить 30-процентную ставку страховых взносов и на период после 2014 года. Критически он оценил желание ввести обязательное досудебное урегулирование налоговых и споров и намерение ликвидировать фискальные льготы как класс. При этом глава РСПП пожелал, чтобы "направления" не готовились Минфином втайне от бизнеса, а обсуждались "публично и широко". "Напомню, со следующего года по уже принятым решениям налоговая и таможенная политика становится объектом оценки регулирующего воздействия",— выразил желание РСПП поучаствовать в процессе законотворчества Александр Шохин.
В более явной форме недовольство подходами Минфина выразил первый замгубернатора Ямало-Ненецкого АО Владимир Владимиров. Говорил он, разумеется, о газовом НДПИ и о том, что планируемое его повышение лишит регион инвесторов. В паре с ним выступил начальник департамента налоговой политики "Газпрома" Карен Оганян, заявивший, что повышение снизит рентабельность продаж газа на внутреннем рынке в 2012 году почти в два раза — до 11%, в 2015-м — до 7% (подробнее о дискуссии по газовому НДПИ — на стр. 13). Свои претензии к налоговому блоку Минфина нашлись и у выступивших представителей НОВАТЭКа, "Роснефти" и ЛУКОЙЛа.
Однако самым жестким получилось заявление "хозяина" слушаний — нового главы бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова. Не называя фамилий и говоря "об отдельных чиновниках", он припомнил заместителю министра финансов Сергею Шаталову его недавние заявления о планах более радикального повышения НДПИ на газ, обрушившие акции "Газпрома" и НОВАТЭКа. "Решения по НДПИ на газ еще не приняты — президент поручил просчитать все последствия. Давайте сначала будем все взвешивать, а потом пугать рынки",— сказал депутат. Досталось Сергею Шаталову и за январское письмо в адрес ФНС, которым он неожиданно предложил начать взимать налог на прибыль с процентов, выплачиваемых в адрес держателей еврооблигаций. В качестве свежего примера непрозрачности налоговых решений он назвал остановленную пока на уровне комитета попытку Минфина предоставить налоговикам доступ к банковской информации о счетах граждан. "Снятие банковской тайны для физлиц продекларировали в "основных направлениях", ни с кем не обсудили и поспешно внесли в Госдуму в виде поправок к первому подходящему законопроекту",— сказал Андрей Макаров.
Во что выльется локальный бунт против Минфина в бюджетном комитете Госдумы, станет ясно после составления текста рекомендаций парламентских слушаний, который обещан "в ближайшее время", и, что принципиальнее, при принятии палатой написанных правительством в соответствии с "направлениями" проектов налоговых законов.
Коммерсантъ
31.05.2012