на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

В РСПП подготовили пакет поправок к обновленному Гражданскому кодексу России. Крупным предпринимателям не понравились нормы об обязательном нотариальном заверении всех сделок, а также предоставление «вольницы» судам в толковании понятия аффилированности.

В РСПП подготовили пакет поправок к обновленному Гражданскому кодексу России. Крупным предпринимателям не понравились нормы об обязательном нотариальном заверении всех сделок, а также предоставление «вольницы» судам в толковании понятия аффилированности. Представители несырьевого бизнеса поправки не поддерживают, считая, что они направлены лишь на сохранение монопольного положения крупного бизнеса.

Крупный бизнес решил переписать неудобные для него статьи нового ГК

«Мы рассчитываем к 26 мая внести в Госдуму свои поправки ко второму чтению (нового ГК.  РБКdaily). Надеемся на добрую волю Совета по кодификации, ожидаем, что правительство учтет наши предложения. Если компромисса не будет, наши предложения могут обрести форму второго пакета поправок в ГК», — заявил вчера на расширенном заседании комитетов РСПП по собственности и по корпоративным отношениям президент организации Александр Шохин.

В частности, в РСПП недовольны тем, что согласно новому ГК многие сделки должны быть нотариально заверены (проект документа есть в распоряжении РБК daily). По мнению крупного бизнеса, это создаст дополнительный административный барьер и потребует больших временных и финансовых затрат. «Компании не хотят пользоваться навязанными услугами нотариата», — пояснил управляющий директор по корпоративным отношениям и правовому обеспечению РСПП Александр Варварин.

Не согласны предприниматели и с критериями аффилированности, прописанными в законопроекте. Согласно нынешней редакции проекта закона, компании могут быть признаны взаимозависимыми, если будет доказано, что они согласованно (прямо или косвенно) смогли распорядиться более 20% от общего количества голосов компании, ее «сестер», «дочек» и «внучек».

Особенное недовольство у бизнеса вызывает п. 4 ст. 53.2 проекта поправок в ГК. Согласно этой норме суд может чересчур широко толковать понятие аффилированности — для этого достаточно доказать, что акционеры получили фактическую возможность влиять на компанию в результате своих согласованных действий. Совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман считает такие нормы слишком расплывчатыми, порождающими массу злоупотреблений при их применении. «На Западе такие критерии более четкие, нигде нет такого широкого судебного усмотрения», — посетовал олигарх.

Предложения по аффилированности, заложенные в новый ГК, полностью согласуются с передовым европейским опытом, не соглашается партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», участник рабгруппы по созданию МФЦ Дмитрий Степанов. «Когда в Европе в 2004 году имплементировали директиву ЕС о поглощениях, похожий аргумент звучал во Франции и Германии. Этим юрисдикциям было предложено понятие «лица, действующие сообща». Европейские юристы стали кричать, что это не для них, так как нет четких формальных критериев, а суду была предоставлена широкая возможность связывания таких лиц. Однако правоприменение показало, что суды способны делать это качественно», — объясняет юрист, добавляя, что в России это могли бы делать суды третьей инстанции или Высший арбитражный суд.

Помимо всего, проект обновленного гражданского законодательства устанавливает запрет на вхождение руководителя компании и членов ее коллегиальных органов в состав наблюдательных и иных советов компаний. Однако крупный бизнес хочет иметь своих людей в таких органах и через РСПП требует убрать такую норму.

Председателю комитета по экономике московского отделения «ОПОРА России» Алексею Каневскомунепонятны тревоги крупных компаний, которые отразились в замечаниях РСПП. «Все онималоактуальны для малого и среднего бизнеса. В реальной практике нормами о нотариальном удостоверении, об аффилированности, а также об управлении малый и средний бизнес не оперирует», — замечает предприниматель.

По его словам, малым компаниям интересно налоговое законодательство и ликвидация административного давления. В случае же предложений РСПП «крупные компании «подчищают» те положения законодательства, которые помогут им занимать пограничное положение между полугосударственными структурами и бизнесом».

РБКdaily 12.05.2012

12.05.2012